Середина марта у людей туризма выдалась, как всегда, суматошная – две выставки подряд, постоянные мероприятия, конференции, семинары и мастер-классы, не говоря уже об официальных и неофициальных встречах и переговорах. Привычный ритм трудовой жизни сломан. По такому случаю и мы решили немного изменить формат рубрики «Люди Т: не только выбрали из редакционной ленты тематические посты, но и сами решили выбраться из офиса – лично посмотреть, что происходит в павильонах MITT’а, и рассказать вам.
На второй день выставки ажиотаж, о котором рассказывали в день открытия, 19 марта, немного поутих - несмотря на очередь у входа, около стоек регистрации уже не было толкотни, все спокойно заполняли анкеты и получали бейджи участников. Бесплатный вход на выставку MITT в этом году был возможен только по электронным пригласительным билетам - те, кто не захотел или не смог их оформить на сайте, платили в кассе по 400 рублей с человека.
По субъективным ощущениям в этом году выставка проходит как-то тише и спокойнее, чем в прошлом, несмотря на объявленное организаторами увеличение числа зарубежных экспонентов и роста их интереса к российской публике. Возможно, сократилось присутствие российских компаний - в кулуарах говорили, что «маленький стенд ставить несолидно, а большой - слишком дорого». Не говоря уже о том, что на две выставки подряд бюджет у многих просто не рассчитан.
Но что любопытно – некоторые даже готовы оплатить стенд, на котором не будут работать представители компаний. Зачем? А просто так. Чтобы помнили. «Утром встретил на выставке Сергея Винского, - пишет в своем Facebook тревел-эксперт Николай Павлов. - Он заботливо украшал свой стенд скотчем с надписью «Опасная зона». Единственным представителем форума на стенде был только сам г-н Винский – картонный. Плюс силуэт, очерченный мелом на полу - «пакетник». То же Николай Павлов очень весело объясняет безлюдность стенда: «Ну он (Винский – прим. ред.) как-то звал желающих работать на стенде Форума бесплатно, потому что это «почётно», но никто почестей не захотел. С тех пор так и повелось. На самом деле Винскому было бы ок, если бы там стоял живой Винский, но он, как я понял, лентяй и мизантроп, ему это не надо. Поэтому вот так».
Но, что бы ни говорили игроки рынка, туристические выставки все же остаются значимой площадкой для встреч с партнерами и обсуждения важных вопросов - в том числе и перспектив сотрудничества.
Иногда участники встреч пытаются скрыться от посторонних глаз за дверьми стенда – но не получается: вот они, партнеры «ПАКСа», все как на ладони.
В теплой грузинской компании Georgia Travel была замечена Нина Акимова, заместитель генерального директора «Карлсон Туризм» по маркетингу и PR. Вот теперь посмотрим – может, в ассортименте «Карлсона» наряду с роскошной Сардинией появится пляжный отдых в Батуми.
Обсуждали рабочие вопросы и на стенде TBS, в том числе – с участием Виктора Кузьмина, координатор проекта в Ruspo.ru. Судя по снимку, общение проходило действительно в неофициальной и дружеской обстановке – именно за ней приходят и приезжают на выставки.
Использовали выставку и в образовательных целях – так, Сергей Ватутин, руководитель сети «1001 тур», на семинаре «Судьба турагентства. Как больше зарабатывать в трудные времена» рассказал о менеджере мечты - как должен себя вести идеальный менеджер турагентства, как – не должен, и где же стоит искать таких специалистов...
Правда, про нынешние и наступающие трудные времена как раз ничего не было сказано. Только после семинара Сергей Ватутин в разговоре с корреспондентом HL отметил, что на рынке всегда есть растущие и падающие компании, особенно когда падает сам рынок. «В нашей стране несколько миллионов туристов и ни одного агентства, которое оттягивало бы на себя даже 10% туристического потока. Поэтому общий спад не может быть так важен для отдельного агентства – улучшая методы работы, и на падающем рынке можно увеличивать прибыль за счет привлечения новых клиентов», - добавил г-н Ватутин. Его бы устами…
В то же день, 20 марта, проходил и семинар ЮА «Персона Грата» на тему «Судебная практика в сфере туризма. Аналитика. Рекомендации. Ответы на вопросы». На сам семинар мы не попали, а вот несколько снимков руководителя компании Георгия Мохова с участниками выставки в сети легко нашли.
Не осталась выставка и без экзотического колорита: высокие масаи уже несколько выставок подряд остаются визитной карточкой стенда Кении и павильона «Форум», в котором традиционно размещаются стенды стран Америки, Африки, Азии и Океании - пожалуй, самом ярком и красочном из всех павильонов MITT'a.
Наши любимые эксперты продвигали и собственные стенды – так, руководитель компании «АРТ-Тур» Дмитрий Арутюнов пригласил всех на стенд компании через свою страницу в facebook, очень, кстати, популярную и посещаемую.