Тема противопоставления самостоятельного туризма организованному обсуждается несколько последних лет и каждый раз вызывает живой интерес и неподдельные эмоции. Особенно когда позиции представляют знаковые для каждого лагеря фигуры. Как было в этот раз: с одной стороны – Сергей Винский, идеолог и основатель одноименного портала самотуризма «Форум Винского», с другой – представитель турбизнеса Карен Гончаров, директор DSBW. Вела программу Татьяна Дмитрова, эксперт туррынка и глава холдинга «БАНКО».
Только за первые две недели после выхода передачу посмотрели 4700 уникальных посетителей! По следам программы острые дискуссии вспыхнули сразу на трех сайтах. На самом ТурДом.TV зрители оставили несколько десятков комментариев, на форуме Винского ветка разрослась на 15 страниц, на «Курилке» сайта TourDom.ru – столько же...
Слитый конфликт
Еще бы, эксперты такого уровня! С одной стороны Винский, человек, чье имя – практически синоним туристов-анархистов, скажешь: «Форум Винского» – и даже не надо объяснять, о чем речь. С другой стороны Карен Гончаров – известный, яркий, неформальный и продвинутый представитель турбизнеса, четко знает, куда идет, и «за словом в карман» – это точно не про него.
В общем, лично я ждала схватки. Бескомпромиссной. Жесткой. С кровью. Но представитель туроперейтинга удивил в первые же минуты. На вопрос Татьяны Дмитровой к гостям: «Понимаете ли вы сами конфликт, разницу между туризмом самостоятельным и организованным?» – на форумах и профессиональных сайтах от таких слов начинает просто полыхать и взрываться! – он вдруг примиренчески ответил: «Нет ее. Не нужно нас противопоставлять». Винский тоже отпускал фразы типа «мы в одной плоскости находимся, просто у нас по сценарию задача немножечко поспорить» и настаивал на схожести позиций. Стояли бы их кресла чуть ближе, они бы и по плечам друг друга похлопали. У обоих, к слову, по серьге в ухе и схожий подход к одежде: «натовская» куртка vs рубашка в цветочек, красные ботинки vs носки в полосочку J
Главный вопрос программы «кто круче» в разговоре даже не поднимали – по факту, слили.
Пытались обсудить, может ли самотурист сделать себе путешествие лучше, чем туроператор, но ни Гончаров, ни Винский не сказали однозначно да или нет.
Представитель турбизнеса, на мой взгляд, все же старался аргументировать с профессиональных позиций: в турфирме желающему посетить, скажем, Италию подскажут обязательный минимум городов и мест для посещения. Просто в силу опыта и специализации.
Доводы лидера самотуризма выглядели скорее игриво-эмоциональными: я сам не знаю, чего хочу; а вдруг я передумаю; я закажу букет в номер, а мы поссоримся… В общем, Сергей Винский донес, что он против шаблонов и рельсов, каковыми ему представляется любой, даже индивидуальный тур, и за свободу творчества.
Из очков, которые на 100% можно засчитать Карену Гончарову, – его суждение по вопросу цены организованного и самотура: «Я гуляю на свои, а не на ваши. Я то, что вложил, отбиваю не за счет того, что продаю вам дороже, а за счет того, что как оптовый покупатель имею скидку».
В остальном получилась такая милая расслабленная беседа на полубытовом уровне, где отправными точками служили не выверенные пункты идеологических программ, железные тезисы и хлесткие аргументы, а слова друг друга, которые собеседники стремятся во что бы то ни стало прокомментировать.
По зубам
Почему тема в исполнении лидеров противоборствующих лагерей выглядела так беззубо?
Несколько версий. Первая – не подготовились. Не к этому конкретному эфиру, а вообще к принципиальному спору с идейным и бизнес-противником. Не выстроили систему аргументов.
Вторая – заинтересованность каждого в аудитории своего оппонента. Турбизнесу нужно вернуть/забрать клиентуру из Интернета; лидерам сообществ самостоятельных путешественников тоже надо расширять их ряды. Ведь для Сергея Винского обитатели его форума – не просто сторонники, но и головы, которые он продает… тому же турбизнесу – отелям, авиакомпаниям, поисковикам. Да и сами туристы-анархисты знают, что на крайний случай всегда есть туроператор, у которого можно приобрести услугу и с которого можно спросить за ее качество.
А третья причина – в зацикленности на себе и слабом знании специфики работы противника. Татьяна Дмитрова, резюмируя итоги дискуссии, отметила, что сегодня лагерю самостоятельных туристов явно недостает информации о том, как развивается туррынок и особенно его передовой слой – «он поднялся и стал значительно интереснее». А турбизнесу – широкого промоушена своих новых возможностей.