На первый взгляд, современное туристское сообщество можно условно разделить на воинов и не-воинов.
Воины живут действием, и потому озабочены завоеванием новых территорий. В свою очередь, не-воины, которых правильнее будет называть охотниками, призваны обеспечить воинские тылы непрерывными заказами своевременно оплаченных индивидуальных и групповых туров. Заказы эти лично я буду называть добычей, ибо добыча, или трофей, является основным символом победы, а у нас же тут воины, военные действия и прочие радости вооруженного конфликта. Причем конфликт в туризме происходит не столько вооруженный, сколько акробатический: ведение бизнеса у нас похоже на массовое хождение по канату, где основная цель хождения, – это падение противника. Каждый упавший туроператор, согласно общепринятой концепции, умножает силы идущего по канату воина, сумевшего удержать равновесие. Для красоты шоу не хватает только саундтрека типа «We will, we will rock you» - песни про то, как мы вас раскачаем, и вы кубарем полетите вниз, дорогие вы наши партнеры и конкуренты.
Так мы все с вами и живем: туроператоры демонстрируют на канате чудеса акробатики и завоевывают себе новые горы и пляжи, чтобы увлеченные охотой агенты приносили на алтарь бухгалтерии набитые добычей мешки.
Агенты, вовлеченные в эту игру, семенят по канату за туроператорами. Если какой-то воин летит с каната вниз, за ним неизменно следуют самые верные из его охотников-оруженосцев.
И все было бы в целом честно и просто прекрасно, если бы в цирке с канатоходцами не приобрели огромное влияние и авторитет идолы, требующие постоянных жертвоприношений. Думаю, никому не нужно объяснять, что под идолами я понимаю авиакомпании и отельные сети, а под жертвоприношениями – убийственные депозиты.
Таким образом, равновесие воинов оказалось напрямую зависимым не от собственной ловкости, а от благоволения идолов: не смог воин вовремя умилостивить грозных идолов, - тут же начинаются всяческие диспропорции типа «тысячи туристов не улетели на отдых» и «на владельца турфирмы заведено уголовное дело». Все это довольно печально, но, между тем, спасение есть. Оно называется туристским эндемизмом.
Для наглядности давайте вспомним, как смогли дожить до наших дней крокодилы. Произошло это потому, что крокодилы не поклонялись идолам и не скакали по канату. Многомудрые крокодилы смогли преспокойно дожить до наших дней благодаря полной изоляции от более совершенных конкурентов. И пока конкуренты поднимали чартеры на очень привлекательных, но перенаселенных массовых направлениях, внуки архозавров тихой сапой продавали свои кастомизированные индивидуальные туры в страны, куда хищники не совались по причине их территориальной изолированности и пищевой непривлекательности.
И вот прошли миллионы лет, а время все расставило на свои места.
Где теперь эти огромные хищники, отвоевывающие у конкурентов пляжи и горы? А крокодилы живут себе, как ни в чем не бывало.