Сегодня в сложной ситуации за рубежом оказались клиенты «Ланта-тур вояж». Но это не только клиенты отдельно взятого туроператора, это российские граждане, которые доверили свой отдых нашей туриндустрии. Более 2 тыс. человек, среди них туристы с детьми, пожилые люди…
Новостные ленты в Инете забиты статьями с названиями, подобными этому: «Не платите туроператорам» – и схожими призывами «сетевых хомячков».
«21:08 28.01.2012 | артур (гость)
Каким же надо быть болваном, чтобы в Индию или Тай гонять через ТА или ТО?
Пусть платят, лузеры».
Или:
«00:15 29.01.2012 | Пирожкофф (гость)
Да правильно пишет Артур! 90% турагентств и туроператоров занимаются нахлобучиванием лохов и разводом их на деньги. Мне никогда бы в голову не пришло звонить турагенту из-за пробитого колеса между Тулой и Москвой)) Уж хоть бы не позорились писать такое. Или не надо смешивать дружбу с бизнесом. Сам летаю каждый месяц и искренне не понимаю, зачем нужны вообще туроператоры и турагенты».
Вот так – 90% людей, работающих в туризме, занимаются «нахлобучиванием лохов».
Психология этих «рассерженных горожан» мне давно понятна – или вы разделяете мое мнение, или вы лохи.
И такая реакция касается сегодня не только туризма…
Отвечать им, что туризм – сложнейшая индустрия, что в странах западного мира более 50% туристов пользуются услугами туроператоров, т. е. организованным отдыхом, что, даже, тысяча таких «хомячков» не сможет организовать прямой чартер на Канкун, куда до недавнго времени не было регулярных рейсов, ввязываться с ними в дискуссию – бесполезно и недосуК.
Однако банкротство «Ланты-тур» действительно серьезно подрывает доверие клиентов к нашей отрасли. И нам нужно показать, что мы можем постоять не только каждый за себя, но, когда дело касается наших (они все наши в данной ситуации – независимо от того, искали тур со скидкой или нет и т. п.), их защитить.
Но на ситуацию с клиентами «Ланты» турбизнес может и должен повлиять.
Я писал в своем комментарии по поводу туристов, которые сейчас задерживаются отелями или выселяются. Дело в том, что деловые отношения в туризме не замыкаются только рамками договоров и законодательств стран размещения. Есть деловая этика, есть совесть, хотя к тем, кто сейчас пытается переложить свои ошибки на ни в чем не повинных туристов, это малоприменимо. С ними надо говорить на понятном им языке.
Вспомните, как представители этих отелей или принимающих операторов ведут себя на переговорах, чтобы получить российских туристов, сколько улыбок, рукопожатий, обещаний. Сейчас в их мозгах пульсирует одна мысль – вернуть потери.
Считаю, что в беде оказались не просто туристы «Ланты», но российские туристы, которым нужна
помощь в виде консолидированной реакции ведущих туроператоров РФ.
Исхожу из моего опыта по оказании помощи нашим соотечественникам – туристам компании «Трассшоу», которые оказались в подобной ситуации на курортах Гоа в 2005 году. Я предлагаю следующие меры:
1. Создать при Ростуризме с участием АТОР и РСТ и представителей СМИ антикризисный комитет с участием топ-менеджеров компании «Ланта-тур» и представителей ведущих российских туроператоров по направлениям, где сейчас находится максимальное количество туристов компании «Ланта-тур».
2. Работа комитета должна сконцентрировать на двух ключевых направлениях.
2.1 Оперативное реагирование на тревожные сигналы от туристов компании-банкрота.
Комитет должен подготовить обращение к принимающим сторонам и объектам размещения, которые заставляют туристов повторно оплачивать услуги на месте, препятствуют их выезду и т. п. Обращение должно быть подписано представителями ведущих российских компаний-туроператоров. В данной ситуации в защите наших соотечественников за рубежом могут помочь только консолидированные действия.
С теми, кто пытается заставить туристов заплатить за свои ошибки при работе с «Лантой», в основе которых жадность, нужно разговаривать прежде всего на их языке. Подобные объекты размещения и туроператоры должны быть блокированы со стороны российского рынка. Участие в подобном комитете и подпись под обращением покажут, действительно ли лидеры нашей индустрии заботятся о российских туристах, ответственны за них или это только слова и мудрые комментарии в новостных лентах. Было бы правильно отправить представителей комитета от влиятельных
туроператоров на курорты, где сейчас находится максимальное количество россиян. Действовать на упреждение, провести встречи с отелями, где сейчас находится максимальное количество туристов или откуда поступают самые тревожные звонки.
Это может быть сделано на основе оперативного букинг-статуса – процедуры, которая не требует много времени с учетом технологий, которые применялись в компании.
2.2 Комитет совместно с финансовыми службами «Ланта-тур» и топ-менеджментом должен провести оперативный аудит оплаты услуг поставщикам (авиакомпании- регулярка, отели, принимающие компании) – нужно оперативно выявить те брони, которые, возможно (понимаю, что таких оплат будет мизер), были оплачены до дня объявления компании о приостановке деятельности, и оперативно донести эту информацию до агентов.
3. Данное обращение направить в министерства по туризму стран размещения, местные (локальные) туристские организации, в отели, которые создают сегодня проблемы туристам, заселившимся в отель до объявления «Ланты-тур» банкротом.