Валентин Ведякин, наш постоянный соавтор и эксперт по вопросам авиации, конечно же, не мог обойти вниманием уход с рынка двух российских лоукостеров. В своей заметке он предположил, что ниша для этого бизнеса в России все же имеется.
С моей точки зрения, и Sky Express, и «Авианова» были далеки от западных бизнес-моделей, поэтому, по сути, лоукостерами их я и не называл бы. Ну какой же это лоукост, если стоимость билета сравнима со стоимостью билета федеральных перевозчиков, а набор услуг за те же деньги значительно ограничен? Да и нужен ли вообще этот формат в России?
Рассмотрим среднестатистическую семью, вылетающую к морю один раз в год. Когда им обещают билет за 500 рублей, это заманчиво. Однако многие ли граждане задумаются о том, что 500 рублей – это только тариф, к нему надо прибавить аэропортовые сборы. В итоге получится дороже. Надо учесть, что и бесплатного багажа или не будет совсем, или в норму войдет чемодан весом не более 10–15 кг. Отпускнице наверняка захочется взять с собой набор платьев на каждый южный вечер, да и ребенку вдали от дома обязательно понадобятся его любимые игрушки. Стоимость же 1 кг багажного перевеса составляет в среднем 100–200 рублей, и даже лишних 2–3 кг будут сравнимы со стоимостью еще одного билета.
Расходы могут возникнуть и на борту. Служба безопасности аэропортов не пропускает никакие жидкости, и если питание для грудного ребенка позволят-таки пронести на борт, то забота о питании и питье повзрослевших детей ляжет на плечи родителей, а это снова траты. К счастью, отечественные экс-лоукостеры не додумались взимать плату за посещение туалета во время полета, как делал их более успешный ирландский коллега.
Есть еще минусы. Как вам перспектива оказаться в удаленном аэропорту с неразвитой транспортной инфраструктурой? Ведь именно в такие аэропорты желают летать лоукостеры, дабы сэкономить на стоимости наземного обслуживания. Семья рискует потратить на такси такую сумму, что экономия на билете окажется ничтожной. Аналогичная перспектива светит прилетевшим в крупный столичный порт ранним утром или поздним вечером.
А если задержат или отменят рейс? Такое у локостеров бывало нередко. Пассажиру фактически приходится надеяться только на себя. На содействие авиакомпании могут рассчитывать только клиенты, купившие страховку, но многие ли обращают на нее внимание, приобретая билеты?
Говоря о пользе лоукостеров для России, я бы отметил неиспользованные возможности на региональных рынках. Конкурировать в крупнейших российских мегаполисах становится все сложнее: аэропортовые сборы растут, как и время обслуживания самолетов на земле. Оба этих показателя являются критически важными для лоукостера. Поэтому полеты между нестоличными городами, куда пока не дошли федеральные авиационные монстры и где местным игрокам не хватает ни экономичной техники, ни современных управленцев, возможно, имеют перспективу для лоукостеров. В других странах мира успешными низкобюджетными авиакомпаниями являются перевозчики, летающие на сравнительно небольшие расстояния. Учитывая масштабы нашей Родины, вряд ли в ближайшие годы появится новый лоукост Air Russia. А вот Air Far East или Fly Cheap Tayga вполне могут заслужить признание у россиян.
Всем приятных и безопасных полетов!