Рынок растет, конкуренция накаляется
Рынок растет, конкуренция накаляется
Греция входит в очередной виток конкуренции. Туроператоры расширяют полетные планы на традиционных маршрутах, возобновляют полеты в некогда «заброшенные» аэропорты, открывают новые чартерные пункты. Потому что все ограничители на этом рынке сорваны. В Греции теперь – открытое небо.
В 2013 году особые права назначенных перевозчиков на греческом направлении упразднены. И один из них – «Аэрофлот» – в результате отказался играть по общим правилам в чартерном сегменте. Отклонил запросы всех традиционных консолидаторов, сославшись на нехватку техники. Но внешние эксперты видят другие возможные причины: предвидя профицит воздуха на греческом рынке, перевозчик премиум-класса не пожелал толкаться локтями с бюджетными конкурентами. Уступил эту миссию родственной компании Orenair, которая больше заточена под чартеры.
Посмотрим, какой в результате получился расклад сил в небе Греции.
Крит. Регулярка на Ираклион представлена ежедневными рейсами «Аэрофлота» и «Трансаэро». Плюс к тому довольно широкий ассортимент чартерной перевозки: «ВИМ-авиа», «Ямал», Nord Star и вышеупомянутый Orenair. В сумме объем перевозки на маршруте Москва – Ираклион увеличился процентов на 35–40 в сравнении с прошлогодними показателями. Это при том, что возобновляются рейсы на запад Крита – в Ханью, которая оттянет на себя какую-то часть туристического трафика. Несколько лет назад туда летала «Трансаэро», но программа была отменена как нерентабельная. Теперь авиакомпания решила повторить эксперимент в партнерстве с туроператором «Библио Глобус», причем стартует на Ханью не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга. Кроме того, чартер на данный пункт заявили «Пантеон» с а/к Orenair. Так что Крита на рынке будет больше, чем когдалибо.
Теперь Салоники. Здесь, как обычно, «ВИМ-авиа», Astra Airlines, в основном при консолидации «Музенидис Трэвел», и «Эгейские авиалинии» в альянсе с тур операторами «Лабиринт» и «Амботис». Остается также Utair (с группой заказчиков из туристической среды). Кроме того, из Москвы в Салоники третий год (после длительного перерыва) выполняет регулярные рейсы «Аэрофлот». Говорят, что инициатором был «Музенидис», но он в итоге получил лишь небольшой блок, а основную часть емкостей нацперевозчик пустил в свободную продажу – и очень неплохо грузится.
Пелопоннес. За вычетом прошлогодних чартеров «Аэрофлота» мы теперь имеем здесь рейсы «Трансаэро» и Bluebird Airways на Араксос; «Эгейские авиалинии» – на Каламату. Общий объем перевозки сопоставим с прошлогодним.
А вот на Афинах к рейсам российского и греческого нацперевозчиков добавились две регулярных частоты S7. И представляете, при столь существенной добавке в отдельные даты там ощущается дефицит авиабилетов – через столицу Греции туристы добираются не только в Лутраки и вообще в Аттику, но также транзитом на некоторые острова. И турпоток повсеместно растет.
Кстати, об островах. Летом 2013 года греческий рынок получил прямую перевозку на Санторини. Это географическое название смутно знакомо российскому туристу – несколько лет назад туда ставил чартеры «Ист Лайн», но дело не пошло. Теперь «Пантеон» и «Лабиринт» выставили на этот маршрут борт Orenair (хотя изначально рассчитывали на «Аэрофлот»). И заявился «Библио Глобус» с авиакомпанией Nord Star, причем опять же из Москвы и из Петербурга.
Еще одна новость – чартер на остров Кефалония, доселе не известный российскому клиенту. Инициатор – туроператор «Солвекс-Трэвэл», исполнитель – авиакомпания «Ямал».
Каковы перспективы по загрузке этих «экспериментальных» рейсов – вопрос. Многое зависит от общей конъюнктуры направления: если предложение существенно превысит спрос, то, по мнению экспертов, в первую очередь пострадают именно новые направления, которым только предстоит найти своего клиента на российском туристическом рынке.
Прямая речь
Андрей Кузнецов, президент компании «Южный Крест»:
«Ситуацию на греческом рынке я бы сейчас оценил по пятибалльной шкале на «троечку». Ничего не меняется: снова туроператоры собственными амбициями создают риск убытков там, где вполне могли бы заработать. Ведь в целом климат индустрии гостеприимства в этой стране достаточно благоприятен для всех нас. Отельеры по-прежнему испытывают недостаток в клиентуре из Европы и создают комфортные условия российским партнерам. Даже брендовые гостиничные сети предлагают существенные скидки по акциям раннего бронирования. При этом у российского клиента сформировались устойчивые сценарии поведения. Многие люди уже не хотят ехать «куда придется», лишь бы дешево, поэтому не ждут скидок в режиме ласт-минит, а бронируют отдых заблаговременно. И готовы платить за Грецию больше, чем в прошлом году, – активнее запрашивают более комфортные объекты размещения.
Так что средний ценник на направлении мог бы вырасти, если бы объем и структура предложения более или менее соответствовали спросу».
Александр Корбарум, президент компании «ИнтАэр»:
«Общая ситуация на рынке Греции выглядит следующим образом. Июнь закрыт еще в апреле – по акциям раннего бронирования. Поступают заявки на июль и август. А середина и конец мая – грузится в режиме ласт-минит за копейки. Недельные туры на этот период продаются за 300–500 евро на двоих, включая авиабилеты.
Отчетливо прослеживается такая тенденция: растет спрос на чартерные билеты со стороны самостоятельных путешественников. Люди хотят экономить – не вижу причин в этом им не помочь. Сейчас надо предлагать услуги не только в пакете, но и запчастями, мы скоро запустим электронный сервис по бронированию чартеров для частных лиц».