Владельцы турагентств рассказали, на чём и как они зарабатывают, кроме туризма
У каких турагентств больше шансов пережить кризис? Может, у тех, чьи владельцы параллельно ведут бизнес в других отраслях? Недвижимость, строительство, общепит, пошив одежды... Корреспондент HotLine.travel пообщался с предпринимателями, которые работают на два фронта. Читайте и делитесь выводами в комментариях к этой статье.
AksarI-Tour + пошив одежды
Оксана Бычкова: «Сейчас туризм – как секс в СССР. Говорят, его нет, но мы же знаем правду...»
Оксана Бычкова по профессии – модельер-конструктор женской одежды, мастер высшей квалификации. До перестройки работала в ателье закрытого военного городка, шила для жён офицерской элиты. Потом ушла в свободное творчество, благо клиентура сформировалась обширная. «Когда считалось, что 110–120 руб. – это нормальная зарплата, и на неё можно было безбедно жить, я зарабатывала по 800–900 руб. в месяц. Вот так я шила!»
В это дело Оксана, без преувеличения, влюблена. Говорит, что в голове постоянно крутятся образы новых моделей, и если какое-то время она не шьёт, то испытывает нечто похожее на ломку наркомана.
Тем не менее в 2005 году Оксана ушла из этого бизнеса в туризм – после поездки на Кипр её накрыла новая страсть. «Я решила, что буду здесь работать». Агентство AksarI-Tour открыла в 2012 году и всю кипучую энергию направила на развитие туристического проекта. А чтобы смягчить «модельерные ломки», шила для себя и сотрудниц своей компании.
В 2014-м Оксане крупно «повезло» – сломала ногу. Пришлось много времени проводить дома, и хотя она, конечно, продолжала работать удалённо, излишки той самой энергии надо было куда-то девать. Начала снова шить на продажу, опять появились заказчицы, и оказалось, что очень вовремя: появился стабильный источник дохода на фоне стремительного падения спроса в туристической сфере. Вот ведь – предпринимательская удача выражается порой даже в травмах.
Сейчас от офиса AksarI-Tour пришлось отказаться. «Такой красивый был офис, но... содержать его – просто нерационально в сложившейся ситуации, – говорит Оксана Бычкова. – Сократила другие издержки: на сайт, на рекламу. Оптимизировала расходы на персонал. Раньше у меня был один менеджер в офисе, два на удалёнке, все с окладами и бонусами. Остались два продавца дистанционно, без оклада, на процентах. Сотрудники всё понимают – время такое...»
Бизнес по разработке и пошиву одежды растёт, подпитывая туризм. «Не знаю, сколько это будет продолжаться, но я уверена – AksarI-Tour всё равно выживет. Да, туризм в загоне, кто-то даже считает, что рынок уже не оправится от всех потрясений. Но я не верю! В СССР нам говорили: секса нет, но мы-то были с ним знакомы. Вот сейчас точно также с туризмом: он был, есть и будет, что бы кто ни говорил. А в СССР я возвращаться не хочу, делать там нечего».
«Магазин Туров» + недвижимость
Максим Трошин: «Я всегда знал, что серьёзных денег в туризме нет. Но есть то, что для меня не менее ценно».
Своё турагентство Максим Трошин открыл в 2007 году, накануне предыдущего кризиса. А в 2014-м, уже на входе в кризис нынешний, стал «двойным агентом» – занялся недвижимостью. Причём в новом для себя бизнесе он занял специфическую нишу: работает с активами организаций на стадии их ликвидации. Всё началось «по чистой случайности». Познакомился с людьми из этой сферы, возникла идея – и дело пошло.
Нельзя сказать, что к поиску дополнительных источников дохода Максима подтолкнула стагнация на туристическом рынке. Он всегда стремился попробовать себя в разных сферах – был диджеем на радио, курировал бюджетные проекты в сфере культуры... Единственное, что Максим для себя исключил ещё в юности, – работа по найму с жёстким графиком. Это весьма своеобразный типаж: свободный художник с дипломом экономиста.
Поначалу совмещать два проекта было сложновато, говорит Максим, но вскоре нагрузка сбалансировалась. Потому что активность в туристическом бизнесе резко снизилась, а бизнес, связанный с недвижимостью, набирает обороты, и в ближайшие 3-4 года эта тенденция сохранится – банкротов будет всё больше и больше.
В «Магазине Туров» прошла оптимизация: было восемь менеджеров, осталось два, прекратилась реклама.
Время от времени приходится за счёт недвижимости дотировать туризм. При этом владелец «Магазина Туров» положительно оценивает текущие процессы в индустрии путешествий: «Происходит чистка рынка, мы на пути к цивилизованному бизнесу, всё к лучшему».
Вариант закрытия агентства Максим для себя даже не рассматривает. «Будем его поддерживать в любом случае. Понимаете, туризм для меня – не только и не столько бизнес, сколько комфортная среда, социум, круг общения. Я всегда знал, что серьёзных денег здесь нет. Но есть драйв, новые знакомства, идеи, и это не менее ценно».
Турагентство + строительство
Миссис Икс: «Надо включать мозги и думать, как обернуть ситуацию в свою пользу».
Эту женщину – хозяйку крупного турагентства – на московском туристическом рынке знают, наверное, все. По её просьбе не упоминаем имя и название фирмы: «Не собираюсь давать лишнюю информацию о себе конкурентам. Не люблю вызывать в людях зависть. Не хочу, чтобы мне перемывали кости. И вообще, не нужна мне публичность – я просто работаю».
Информацию, даже на условиях анонимности, пришлось тянуть из неё чуть ли не клещами. И вот что удалось выяснить.
До 2002 года Анна Сергеевна (назовем её так) работала на крупном предприятии по инженерной специальности, но всегда хотела иметь своё дело. Когда созрела для этого, открыла турагентство. «Туризм в ту пору был на подъёме, я решила, что здесь можно быстро подняться». Изучив рынок, Анна Сергеевна решила не толкаться локтями с конкурентами на поле дешёвой пляжной массовки, сосредоточилась на европейских направлениях. На прибыль вышла через три с половиной года. Свой офис в самом центре Москвы, 10 сотрудников, раскрученный сайт...
Примерно к тому же времени супруг Анны Сергеевны тоже решил открыть своё дело. Он строитель в третьем поколении, и их сын окончил институт по тому же профилю. Занялись элитной загородной недвижимостью.
Второй проект – гораздо более капиталоёмкий, времени и сил на его становление потребовалось гораздо больше. Сейчас в этом бизнесе задействовано порядка 70 человек. Муж и сын занимаются производством, Анна Сергеевна – всем, что связано с финансами, бухгалтерией, юридическими вопросами. И в то же время руководит турагентством.
По её словам, туризм и строительство взаимно подпитываются клиентурой, но в финансовом плане обе фирмы самодостаточны. «Мы, конечно, сократили затратную часть туристического проекта и не исключаем дальнейшей оптимизации. Скоро откроем точку продаж в нашем собственном помещении, где базируется строительная компания, а от арендованного помещения, если понадобится, сможем отказаться».
Как бы ни было сложно, Анна Сергеевна не планирует закрывать турагентство. И движут ею не эмоции, не любовь к путешествиям и не радость общения с коллегами, а чисто прагматические соображения. «Я в бизнесе руководствуюсь цифрами, а расчётом. Надо включать мозги и думать, как обернуть ситуацию в свою пользу. По моему мнению, нам удастся на фоне кризиса завоевать новый сегмент рынка, и мы уже многое сделали для этого. Например, вовремя начали осваивать внутренний туризм... Впрочем, не буду раскрывать планов, учить конкурентов. Скажу коротко: перспективу я вижу».
Что касается строительного бизнеса, активность там тоже спадает, но далеко не в той степени, как в туризме. Причём сегмент элитной недвижимости оказался наиболее устойчив: люди, у которых есть капиталы в долларах и евро, торопятся вложить их в вечные ценности, пользуясь тем, что сейчас в валюте всё дешевеет.
Пожалуй, хороший пример синергии, как считаете?
***
Уважаемые читатели, если вы готовы поделиться личным практическим опытом диверсификации бизнеса, пишите в комментариях к этой статье. Вдруг вы печёте хлеб? Или стрижёте собак? А может, у вас кафе или салон красоты? Продолжим тему! Неплохая реклама, между прочим.