Российский туризм развивается хоть и по собственным правилам, но все же любит посмотреть на Запад, где в последнее время активно обсуждают тему продажи динамических турпакетов. Подискутировав с представителями российской туристической отрасли, своим мнением с читателями онлайн-журнала решил поделиться Андрей Шишкин, замдиректора Sletat.ru.
Для начала давайте вспомним, что динамический пакет – это тур, состоящий только из двух компонентов: перелет в обе стороны и отель. Динамическим он называется потому, что обе составляющие тура ищутся в момент запроса по механизмам классического букинга этих отелей и билетов. То есть, по сути, вы одной кнопкой ищете и покупаете то, что ранее покупали на разных сайтах как разные продукты.
Звучит здорово, но вы в России! А это значит, что не все так хорошо.
1. Подобная продажа продукта требует лицензии туроператора, что в свою очередь требует наценки для агентской комиссии.
2. В состав такого тура не включают страховки, трансферы, услуги гида, экскурсии и кучу других сервисов. Их, как правило, стараются продать как дополнение к туру. Таким образом, и цена тура в поисковиках ниже, и клиенту после оплаты уже как бы и деваться некуда – надо доплачивать).
3. Неясна схема получения визы (туристической или общей).
Осенью 2013 года на сайте Слетать.ру мы запустили инструмент, который позволял сравнить цену динамического пакета с классическим туром. Мы проанализировали более миллиона туров, найденных за 6 месяцев зимнего сезона 2013-2014 по запросам пользователей со всей России, выделили ТОП-20 самых популярных направлений, по каждой стране провели сравнение стандартного турпакета с динамическим и вычислили разницу в цене. Видно, что 17 из 20 стран имеют цену классического пакета ниже, чем динамического (в среднем дешевле на 36,6%). Добавлю, что указанные топ-20 стран берут на себя 81% туристического трафика.
Теперь сравним состав динамического и классического пакетов. В классическом пакете есть: трансфер, страховка, гид, визовая поддержка, агентская комиссия. Если все эти услуги вложить в стоимость динамического пакета, то его цена вырастет еще процентов на 20 (и даже больше). Отсюда вывод: ценовая конкуренция динамическими пакетами проиграна.
Предположим теперь, что оба типа тура смогут конкурировать по цене (например, на экзотических направлениях), тогда перед туристом стоит вопрос его приобретения. Купить динамический пакет можно двумя путями: через турагентство или напрямую у оператора.
В первом случае проблема заключается в том, что агентство рассчитывается с оператором по безналичному расчету, а забронировать пакет можно только при использовании схемы моментальной оплаты. Выход один – агентство должно иметь депозит у оператора. Но такая схема взаимодействия нежизнеспособна (все, наверно, помнят, что «Натали Турс» недавно отменила депозиты для своей агентской сети).
При втором варианте клиент будет покупать пакет в Интернете путем списания денег с его карты. Но как это сделать? Пакет же состоит из двух частей, и каждую из них надо оплачивать по отдельности. А если предложить вариант оплаты элементов «по очереди», тогда зачем вообще нужен динамический пакет?
Как видно, проблем с вводом нового продукта еще множество. Но есть и положительные стороны. Такие пакеты увеличат объем туров на рынке, усилят конкуренцию среди туроператоров, заставят игроков рынка наконец-то задуматься об автоматизации.
Подводя итог: динамические пакеты как продукт существовать могут. Однако в ближайшее три-пять лет надеяться, что они займут ощутимую долю рынка, пока не стоит. И первые попытки выведения этого продукта на рынок туризма обречены на большой объем препятствий и проблем, которые устранимы в долгосрочной перспективе.