История одного дискаунтера
Кристиан Мандл разложил на столе карту России. «Огромный, неохваченный рынок, – рассуждал он. – У многих русских нет денег на дорогие перелеты, им понравится мое предложение. Остается только доказать это российским авиавластям…» Семь лет назад Кристиан точно так же пробивал казавшуюся тогда неприступной стену – министерство транспорта Словакии. Сейчас основанную им авиакомпанию SkyEurope знает вся Европа. Г-н Мандл уже сам с трудом верит, что это он когда-то бродил по улицам Братиславы, судорожно соображая, где же взять денег…
Голливудская мелодрама по-братиславски
Кристиан Мандл родился в Брюсселе, в состоятельной австрийской семье. С детства свободно говоря на немецком, французском, английском и испанском языках, он мечтал стереть границы между Восточной Европой и Западом, открыть мир людям, которые тогда не имели возможности путешествовать. Будучи студентом Парижского Института Политики, он с волнением следил за событиями в СССР, где в то время происходил путч, при первой возможности стал участвовать в международных проектах, позволивших ему побывать в Польше, Болгарии и прочих странах соцблока. Потом окончил магистратуру Открытого Университета Берлина и подключился к проектам Евросоюза. Так он оказался в Братиславе.
С заданием комиссии ЕС – прощупать почву для будущих инвестиций – Кристиан справился легко и должен был покинуть город. Но у него не выходила из головы одна девушка. Он встретил ее в небольшой консалтинговой фирме, когда исследовал местные бизнес-структуры. Если уедет, то потеряет ее навсегда. Чтобы этого не случилось, он решил остаться в Братиславе.
Кристиан хорошо ориентировался в инвестиционных возможностях Словакии, поэтому, не долго думая, открыл в столице компанию Danube Consulting и занялся привлечением финансовых потоков с Запада…
Как найти этого человека?
25-летний Кристиан прогуливается по улочкам Братиславы. Вот уже год он женат, счастлив, только его консалтинговый бизнес развивается не очень активно. Зато есть новая коммерческая идея. «Бюджетная авиакомпания, вот что нужно, – думает Мандл. – Словаки не могут полноценно путешествовать: национального перевозчика нет, а иностранные баснословно завышают цены». Правда, сам Кристиан в авиации не понимает ровным счетом ничего и чувствует себя голливудским сценаристом, у которого есть прекрасный сюжет для фильма, но нет толкового продюсера.
…Он остановился возле газетного киоска. Взял в руки деловой журнал и наугад открыл страницу. Фотография незнакомого человека и подпись: «Алан Сковронек, генеральный директор бельгийской авиакомпании City Bird Airlines». Из интервью следовало, что г-н Сковронек – бельгиец польского происхождения. Ему всего 27 лет, но он уже успешно раскрутил перевозчика Virgin Express, а City Bird – вообще его собственное детище. Кристиана словно ударило молнией. «Срочно звонить в редакцию! Там подскажут, как найти этого человека», – подумал он.
Пятый язык для министра
Г-н Сковронек, подуставший от работы в брюссельских авиакомпаниях, довольно легко принял предложение Кристиана оставить бизнес в Бельгии, перебраться в Братиславу и стать соавтором проекта low-cost-перевозки под названием SkyEurope. Алан уверил Кристиана, что их будущая авиакомпания, призванная открыть Словакии небо Запада, должна опираться на модели успешных дискаунтеров с мировым именем – Easy Jet и Ryanair. Бизнес-план, над которым партнеры трудились днем и ночью, был готов. Однако чиновники министерства транспорта, рассмотрев их заявку на регистрацию нового перевозчика, дали понять, что иностранным предпринимателям-идеалистам здесь в принципе не рады, а тем более, если они ограничены в средствах.
С деньгами действительно было плохо. Все, чем располагали партнеры – небольшой капитал Кристиана, основанный на сделках Danube Consulting. Впрочем, они надеялись, что их проектом заинтересуются инвесторы. Но сначала надо получить лицензию в Минтрансе. Круг замкнулся. Оставалось одно: попытаться встретиться с министром лично.
Но господин министр говорит только по-словацки…
И Мандл отправился изучать пятый язык. Не спал ночами, запоминая ни на что не похожие слова. Спустя почти год, осенью 2001-го, Кристиан сидел в кабинете высокого чиновника и горячо доказывал на родном языке собеседника: «Во всем мире дискаунтеры пользуются спросом, а здесь никто даже не знает, что такое low-cost и как это выгодно! Сейчас многие словаки вынуждены путешествовать поездом или автобусом, а мы дадим им возможность за те же деньги летать». Произошло чудо: аргументы Мандла министр нашел убедительными и дал SkyEurope зеленый свет. Правда, намекнул учредителям, что государство не будет участвовать в решении их финансовых проблем.
Но это казалось Кристиану и Алану сущим пустяком. Они собирались отметить на днях радостное событие в каком-нибудь ресторане… Но ровно через пять дней грянуло 11 сентября 2001 г. Фортуна от них, похоже, отвернулась. «Денег нет, ни один инвестор не посмотрит в нашу сторону. Да и какой теперь вообще спрос на перевозку? Неужели SkyEurope обречена?» – переживал Кристиан. Алану возразить на это было нечего.
Единственный выход
…Мандл сидел в собственном маленьком ресторане. Он открыл заведение полгода назад в центре Братиславы, это был единственный выход из сложившегося положения. Ресторан пользуется спросом, особенно в праздники. Вот сейчас, например, под Новый год в зале почти не осталось свободных столиков. Прибыли хватает на зарплаты сотрудникам SkyEurope и оргтехнику. Только вот для лизинга самолетов денег недостаточно.
Пока удалость обзавестись лишь одной машиной. Это бразильский среднемагистральный Embraer 120ER. На нем в начале января 2002 г. запланирован первый рейс по маршруту Братислава – Кошице. Его бесплатно предоставила в лизинг грузовая авиакомпания из Испании. Она же выступила в роли первого инвестора SkyEurope, вложив в нее 2 млн евро. Но Кристиан не планировал ограничиваться региональной перевозкой, а чтобы летать в Европу, требовались «боинги». Двумя миллионами здесь не обойтись. Да и налоги на ввоз машин иностранного производства в Словакию нереально высоки. Шесть месяцев Кристиан и Алан писали письма в министерство финансов, а один раз даже встретились с министром, пытаясь пролоббировать снижение пошлин на импорт воздушных судов. Но все безрезультатно.
…В ресторан вошел Алан. Его лицо сияло. «У меня две хорошие новости, – заявил он. – Министерство финансов сегодня издало указ о снижении пошлин на ввоз импортных самолетов, и нам готовы дать кредит Европейский Банк Реконструкции и Венский Банк!»
О чем не знал Папа Римский
Кристиан и Алан наблюдали, как дизайнеры и рабочие готовят баллончики с красками и прочее оборудование, чтобы украсить новый Боинг-737-500 изображениями Адрианы Скленариковой-Карембо – словацкой топ-модели, известной также как «Мисс Лондон» и лицо Парижского футбольного клуба.
Шел 2003 г. Владельцы low-cost-перевозчика уже практически были национальными героями Словакии и Венгрии, откуда активно летали по Европе. Билеты за 99 евро в один конец потребитель принял на ура. СМИ называли SkyEurope первой бюджетной авиакомпанией в Восточной Европе, которая добилась всего без помощи правительства. Но все же реклама в «духе времени» не помешает, думали партнеры. Они надеялись с помощью Адрианы провести эффектную рекламную кампанию маршрутов Братислава – Париж и Братислава – Лондон. Контракт с моделью стоил большей части денег, полученных от нескольких инвесторов. Дорого. Но Кристиан и Алан считали, что игра стоит свеч.
…К ним подбежала секретарь компании. «Мистер Мандл, мистер Сковронек, с минуты на минуту здесь появится Папа Римский!», – закричала она.
В Словакию, которая через год должна была стать членом Евросоюза, прибыл с визитом Иоанн Павел II, и министр транспорта посоветовал понтифику воспользоваться услугами нацперевозчика. Официально SkyEurope не имела этого статуса, но такая рекомендация и такой гость – большая честь. О событии завтра напишут все газеты и журналы. Но что скажет Папа, увидев самолет, со всех сторон пестреющий портретами яркой, даже вызывающей красотки? Пришлось срочно давать отбой бригаде художников и платить неустойку рекламному агентству… Прием Иоанна Павла II на борту SkyEurope прошел, как говорится, без сучка, без задоринки.
Шоу должно продолжаться. В России
Кристиан Мандл наводил порядок в своем письменном столе. На глаза ему попались старые газеты.
«SkyEurope совершила первый рейс из аэропорта Праги».
«Словацкий дискаунтер начнет полеты из Вены».
«Лоукостер из Словакии планирует выйти на рынок Украины».
И еще: «Словацкий перевозчик пытается обыграть в конкурентной борьбе лоукостера Smart Wings на рынке Чехии. Он отменил рейсы, и SkyEurope принял всех его пассажиров, взяв с них по кроне за билет. В ответ на это Smart Wings пообещал в случае невыполнения SkyEurope своих обязательств предоставить его клиентам бесплатные кресла…».
А потом: «SkyEurope отложил публикацию своего финансового отчета…», «Акции авиакомпании упали на 67%...», «За первое полугодие 2006 г. рентабельность продаж перевозчика была отрицательной…».
Да, компании пришлось пережить тяжелые времена. Но разве он, Кристиан, еще два года назад не говорил в интервью журналистам словацкой газеты Slovak Spectator, что авиакомпании-лоукостеры обычно сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами примерно каждые три года? Ведь выстроить такой бизнес непросто: зимой, например, чтобы заполнить все самолеты, приходится сильно снижать цены, а иногда и вовсе уходить за грань рентабельности с надеждой компенсировать убытки в высокий сезон.
Сейчас кризис вроде бы миновал. Общий доход за третий квартал 2007 г. составил 66,6 млн евро. Это на 26% больше, чем финансовые показатели за тот же период 2006-го. В парке авиакомпании уже 14 «боингов». И вообще, если оглянуться, все не так плохо. Когда SkyEurope начинала свою деятельность, из аэропорта Братиславы отправлялось 300 тыс. пассажиров в год. А сейчас – 3,3 млн. И все благодаря ему, Кристиану. Он может смело сказать, что жизнь удалась. Скоро к тому же он во второй раз станет отцом.
Кристиан добрался до газет за 2007 г. «В апреле соучредитель SkyEurope Алан Сковронек решил покинуть авиакомпанию, – прочитал он. – Алан проработал с Кристианом Мандлом семь лет и участвовал в развитии и продвижении перевозчика. В интервью нашему корреспонденту он сообщил, что гордится достижениями SkyEurope, однако стадия раскрутки фирмы успешно завершена, и его миссия на этом закончена…». Алан вернулся в Брюссель. Кристиан не стал комментировать журналистам, что для него значит уход из компании верного партнера, с которым они столько пережили вместе. Официальная информация только одна: ничего не изменилось, просто в состав cовета директоров вместо г-на Сковронека вошел Ник Манудакис (бывший менеджер Easy Jet), и развитие SkyEurope продолжается согласно сценарию…
Вот, например, давно задуманный выход на российский рынок. «В данный момент идут переговоры с авиавластями, – сообщил Кристиан Мандл корреспонденту «ГЛ». – Я всегда знал, что будет нелегко, а сейчас убеждаюсь в этом на практике. Но я изучаю русский язык, надеюсь, он мне поможет. Да и вообще, мне не привыкать. Моя работа – сплошной адреналин…».