Ньюсмейкерами турбизнеса сегодня выступают не только турфирмы, но и турсайты. Дмитрий Даниленко, главный редактор журнала «Горячая линия. Туризм» обратил внимание на две новости из мира туристического Рунета, и проанализировал, как они могут повлиять на работающих в традиционном туризме.
В конце июля туристическом Рунете произошло, как минимум два интересных события. Начну с того, что в зоне «ру» прописался американский ценовой агрегатор Kayak.com. Сам он ничего не продает, а только ищет и сортирует предложения по авиабилетам и отелям в удобной для пользователя форме, предлагает подписку на обновления по заданным параметрам и так далее.
Казалось бы, ну и что тут такого? В Рунете уже давно есть аналогичные поисковики: Anywayanyday, его европейский конкурент Momondo и другие. В принципе все тоже самое. Однако приход Kayak можно считать знаковым событием. Его оборот составляет 170 млн долларов в год. Буквально за несколько дней до запуска российской версии, Kayak успешно вышел на биржу. Цена его акций в первый же день торгов выросла с $26 до $33, в результате размещения порталу удалось привлечь более 50 млн. долларов. То есть это довольно крупная компания, которая наверняка предпримет попытку выстроить рынок под себя: может купит кого-то из конкурентов или будет перетягивать пользователей. Причем не только за счет прямой рекламы, но и ассортимента. В отличие от других ресурсов, американский Kayak действительно глобален. Кроме поисковика по билетам и отелям в него встроены модули сравнения цен по аренде автомобилей, круизов, турпакетов.
Эксперты, с которыми я советовался перед написанием статьи, предполагают, что и в России он будет расширять линейку поставщиков. Не исключено, что через Kayak российские интернет-пользователи получат доступ к предложениям новых поставщиков, пока еще мало известных у нас на рынке.
Еще один информационный повод, связанный с туризмом, дала широко известная компания Mail.ru. Точнее, их популярный проект «Путешествия@Mail.ru» в последних числах июля внес изменения в систему подбора отелей и билетов. Вбив в строку поиска какую-нибудь страну или город, турист теперь имеет возможность сравнить цены отдельно на готовые турпакеты, и отдельно – на перевозку с размещением.
Поиск, правда, пока работает кривовато и периодически подвисает. Но идея понятна – Mail.ru хочет превратиться в большой ценовой агрегатор вроде того же Kayak. И заодно поэксплуатировать модную тему сравнения самостоятельного бронирования и готовых турпакетов.
Что все это означает для тех, кто работает в туризме? Придется чаще отвечать на разные «почему»? Интернет все сильнее искушает клиентов туристических компаний. У них появляется все больше инструментов, которыми они будут все активнее пользоваться. Один мой приятель, который не очень доверяет интернету и пластиковым карточкам, ездил отдыхать только через турфирмы. И с удовольствием пользовался моими советами – когда, у кого, и что покупать. Но вот сейчас в августе неожиданно заявил мне, что в Грецию собирается ехать самостоятельно – мол, турфирмы работают только с отелями, а в отеле он жить не хочет, потому, что снять апартаменты на три недели выгоднее.
У туристов, погружающихся в интернет все глубже, появляются новые запросы, они видят большое разнообразие предложений и хотят экспериментировать. И уходят. Или подбирают в интернете отель, затем обсуждают его с менеджером агентства, и снова в интернет – оплачивать карточкой на «букинге». Кстати, так не только в туризме – рынок онлайн-покупок бытовой техники в России за год вырос с 4 до 6%, а роль продавцов в гипермаркетах электроники все чаще сводится к консультированию.
Наверное, этот процесс не остановить, но какие-то аргументы для общения с клиентами, готовящимися удрать в интернет, турфирмам нужны. На мой взгляд, не стоит людей пугать. Мол, случись что, рассчитывайте только на себя. Это так, но туристы в чрезвычайных ситуациях, действительно, очень часто могут рассчитывать только на свои силы. Лучше спокойно изложить все аргументы «за» и «против» самостоятельного туризма, и, возможно, клиентов прибавится.