Куда исчезают компании и как защитить туристов на случай банкротств в турбизнесе?
В России продолжает сокращаться количество туроператоров, которые легитимно занимаются отправкой клиентов за рубеж. Сейчас в реестре «Турпомощи» 346 компаний данного профиля, в апреле 2022 года их было 390, а еще годом ранее – 423. Минус 44 и 33 компании соответственно. Статистику предоставил редакции директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. Цифры обновляются в конце весны по итогам переоформления туроператорских фингарантий, которое традиционно проходит в марте-апреле каждого года.
Не ушли, а стали «серыми»
Выбывшие из реестра – в основном небольшие компании, использовавшие в качестве фингарантий свои фонды персональной ответственности (ФПО, формируются под эгидой «Турпомощи» для оказания экстренной помощи и выплаты компенсаций туристам на случай финансовой несостоятельности туроператора).Как ни парадоксально, для целого ряда компаний стало проблематичным сохранить статус туроператоров выездного туризма по той причине, что 2022 год, в отличие от двух предшествующих, оказался активным в плане продаж. «Из-за этого надо было увеличивать суммы ФПО, чтобы довести их до 7% от годового оборота. Только при таком условии, согласно закону, туроператор может использовать свой фонд в качестве альтернативы фингарантии, – комментирует Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства “Персона Грата”. – Не все смогли и захотели добавлять средства в фонды. Кто-то посчитал, что проще выбыть из реестра. Но далеко не всегда это равнозначно прекращению бизнеса. С большой долей вероятности многие перешли в так называемую серую зону рынка и продолжили работать, ничем особенно не рискуя. В отрасли нулевой контроль. Еще не было возбуждено ни одного административного дела по фактам незаконной туроператорской деятельности, хотя она ведется с большим размахом».
Страховщики туроператоров не бросают. Пока
Из 346 туроператоров по выезду, оставшихся в реестре, 191 компания продолжает использовать в качестве фингарантий ФПО. Пять оформили банковские гарантии, такие случаи всегда были и остаются единичными, поскольку данный вид финансового обеспечения является для представителей турбизнеса слишком дорогостоящим.
Наконец, 150 туроператоров выездного туризма получили страховые фингарантии. Это в основном участники рынка, которые не готовы нести расходы, связанные с оформлением банковских гарантий, но и не считают целесообразным замораживать 7% от своего оборота в фондах персональной ответственности при «Турпомощи». Есть, впрочем, и такие, кто хотел бы перейти на ФПО, но… долги не пускают. «Когда у компании имеются непогашенные обязательства перед клиентами, она не может пройти в Минэкономразвития согласование по использованию фонда персональной ответственности в качестве фингарантии», – поясняют в «Турпомощи».
Ранее в отрасли много говорилось о том, что страховые компании считают выездной туризм слишком рискованным бизнесом и не хотят иметь к нему отношения. Но, как видим, сотрудничество туроператоров со страховщиками по оформлению фингарантий продолжается. «Ситуация в отрасли изменилась, – комментирует Александр Осауленко. – Согласно экспертным оценкам, степень риска в туристическом бизнесе на данный момент даже ниже, чем до пандемии. Вот одна из причин, почему среди страховых компаний все еще находятся те, кто готов выступать гарантами профессиональной ответственности туроператоров. К тому же и стоимость фингарантий увеличилась, это повысило мотивацию страховщиков».
«Дело может быть в другом. Для многих туроператоров страховые гарантии являются единственно возможными, так что партнерские отношения не позволяют нам отказываться от данного вида деятельности», – комментирует ситуацию Юлия Алчеева, председатель рабочей группы по страхованию профессиональной ответственности туроператоров Всероссийского союза страховщиков (ВСС). «Наша отрасль выступает в партнерстве с туризмом, а не в оппозиции к нему, – продолжает Юлия Алчеева. – На этот счет в свое время были достигнуты договоренности между ВСС, Центробанком и Минэкономразвития».
Впрочем, круг страховщиков, выдающих туроператорам фингарантии, становится все более узким. На диалог с турбизнесом соглашаются «Евроинс», «Зетта Страхование», «Ингосстрах». Они берутся страховать предпринимательские риски только в том случае, когда за этой услугой обращается известный на рынке туроператор с хорошей репутацией. И при условии, если он готов оформлять для своих клиентов медицинские страховки в той же компании, которая выдаст ему фингарантию. Коммерческая мотивация для страховщика состоит именно в этом.
Спасать туристов как в Англии? Или по-своему?
Одна из самых актуальных тем, волнующих представителей страхового бизнеса, – необходимость создания новой системы обеспечения профессиональной ответственности туроператоров, усовершенствовать механизмы оказания экстренной помощи путешественникам на случай финансового краха туроператоров. «Есть положительный британский пример – подконтрольная государству ассоциация ATOL, на базе которой создан фонд, куда туроператоры отчисляют определенные взносы от продаж каждого тура. Аналогичную систему необходимо внедрить и в России», – так формулирует Юлия Алчеева консолидированное мнение страхового рынка.
Александр Осауленко приводит контраргумент: «Мы все помним, что было в момент финансового краха туроператора Thomas Cook и как проявил себя ATOL. Он полностью исчерпал свои финансовые ресурсы, но не решил стоявших перед ним задач. Клиентов Thomas Cook вывозил с курортов военно-морской флот Ее Величества. Это как раз пример того, как не должно быть! Действующие в России механизмы защиты туристов можно считать несовершенными, но при банкротстве туроператоров все наши соотечественники были доставлены на родину без привлечения вооруженных сил. И ни рубля из госбюджета мы на это не потратили». По мнению Александра Осауленко, туроператорам надо предложить новые варианты финансового обеспечения профессиональной ответственности, чтобы выбор был шире, но те, что функционируют годами, – важно сохранить».
Напомним, рабочие группы Минэкономразвития и Госдумы сообща формируют новую редакцию законопроекта «О туризме», структура документа должна быть готова к 1 июня. Очевидно, там найдет отражение и система страхования предпринимательских рисков в сфере выездного туризма – тот вариант, который на государственном уровне сейчас считается предпочтительным. Пока же на этот счет ясно одно: в товарищах согласья нет.