Предательство партнеров или бизнес-ошибка владельцев?
Рынок напряженно следит за ситуацией вокруг Travelsystem. Сможет ли туроператор, известный в России как качественный нишевик, специалист по Европе, урегулировать свои проблемы без финансового ущерба для партнеров и клиентов? И если сможет, то удержится ли после этого на плаву? А если нет, какова будет реакция властей и правоохранителей?
Корреспондент HotLine.Travel обсудил события с руководством самой компании Travelsystem и осведомленными экспертами. Картина вырисовывается следующая.
Хронология событий
26.05.2015 г. Казахстанская а/к SCAT подала в суд на местного туроператора Tengry Travelsystem и заявила о том, что отказывает ему в сотрудничестве по причине «прогрессивно растущего долга, насчитывающего сотни миллионов тенге».
03.06.2015 г. Казахстанский туроператор Tengry Travelsystem объявил о приостановке деятельности. Пострадали порядка 700 клиентов в Турции. Финансовый ущерб партнеров и потребителей предварительно оценивается в $ 8 млн. По данным Ассоциации турагентств Казахстана (АТАК), руководители Tengry Travelsystem покинули страну и находятся в Европе.
08.06.2015 г. стало известно о том, что приостановила работу чешская компания Euro Touch – принимающий партнер казахского Tengry Travelsystem, а также московского Travelsystem.
09.06.2015 г. Московский Travelsystem объявил, что останавливает продажи и не может выполнить обязательства по ранее проданным турам. Клиентам предложено обращаться к фингаранту оператора – страховой компании «Согласие». При этом руководство московского Travelsystem подчеркивает, что в дальнейшем продолжит бизнес, речь об уходе с рынка не идет.
Хан за Хана не отвечает?
Чтобы адекватно оценить ситуацию, хорошо бы разобраться в том, кем друг другу приходятся три туроператора – казахский, российский и чешский. Сами они открещиваются от родства, чем вызывают недоумение коллег и конкурентов.
В частности, директор по продажам московского Travelsystem Ирина Лурье во всех своих интервью особо подчеркивает, что ее компанию с казахской тезкой объединяет лишь общий бренд: «Это две абсолютно независимые структуры. Разные юрлица, разное руководство и даже разные направления деятельности. Если Tengri Travelsystem занимался пляжным отдыхом, то мы фокусируемся исключительно на Европе и выполняем все обязательства перед партнерами».
Почему же в таком случае крах казахского туроператора обернулся проблемами для российского? По словам г-жи Лурье, чешская принимающая компания взяла деньги от Travelsystem в счет долга Tengri Travelsystem, то есть отельерам их не перечислила. А потом закрылась.
Специалисты чешского рынка не могут воспринимать такие заявления без скепсиса: «Независимо от того, на кого оформлены эти юрлица в трех странах, всем известно, что главный человек там – Роман Хан, он всегда принимал ключевые решения, он же вел переговоры от имени всех компаний. Оперативное управление московской фирмой осуществлял его родственник Виктор Хан». (Оба они – и Роман, и Виктор – уже несколько дней не отвечают на телефонные звонки, их местонахождение неизвестно.) Версию, озвучиваемую топ-менеджером туроператора, эксперты объясняют корпоративными интересами и естественным стремлением снизить негативные последствия для собственников и сотрудников от остановки деятельности компании.
Как Travelsystem почти продался
Среди осведомленных экспертов – Артур Мурадян, гендиректор российской туроператорской компании Space Travel, которая входит в международный холдинг Al Khalidiah Tourism с головным офисом в ОАЭ. «Казахстанский Tengri Travelsystem имел задолженности перед Al Khalidiah по предыдущим сезонам за прием туристов в Эмиратах. И мы серьезно рассматривали вопрос о приобретении 51% активов московского Travelsystem, частично в счет упомянутого долга. В марте были близки к сделке, но тут у Travelsystem внезапно подскочили продажи по Европе, поэтому Роман и Виктор Хан поменяли планы, решили, что этот бизнес нужен им самим. Я обращал их внимание на то, что всплеск потребительской активности – эпизодический, обусловлен временным укреплением рубля… Тем не менее сделка не состоялась. Ирония судьбы… Если бы московский Travelsystem оказался под нашим контролем, он точно сейчас стабильно работал бы».
Наверное, отказ от сделки был последним и роковым просчетом Хана. А вот что ему предшествовало?..
Артур Мурадян делится наблюдением: финансовые потоки в России и Казахстане у Travelsystem были переплетены – приходами одной структуры гасили кассовые разрывы другой.
Судьба-злодейка
Существенным ударом по бизнесу казахского Travelsystem стало кардинальное падение продаж на ключевом для него чешском рынке, связанное с введением в 2013 шенгенской дактилоскопии.
Драматизм событий для Романа Хана усиливался тем, что он тогда, по неофициальным данным, вынашивал план продажи бизнеса холдингу TUI. В кулуарах говорил коллегам, что уже идут активные переговоры с будущим стратегическим инвестором. Но чтобы заинтересовать TUI, нужны были серьезные объемы, и тогда бизнесмен принял решение осваивать Турцию: непрофильное направление, где накал конкурентной борьбы всегда зашкаливает.
«Я говорила ему: Турция – это ошибка. Но убедить не смогла», – рассказывает Ирина Федина, руководитель «Веди Тур Групп».
Коллеги-предприниматели понимают, как сложно туроператору смириться с переходом в более низкую весовую категорию. Сколь важной кажется задача удержать потенциального инвестора, способного вывести бизнес на качественно новый уровень. «Роман Хан – человек одаренный, амбициозный, – говорит Юрий Стоцкий, руководитель чешской компании Vizit Europa (прием в Чехии). – В этом бизнесе разбирался прекрасно, много сделал для продвижения чешского направления. Но…».
Вот в этом «но…» – все эмоции участников рынка, которым теперь дорого обходятся ханские амбиции. «В мае и июне Travelsystem продавал туры в Прагу ниже себестоимости», – говорит Ирина Федина. «Очевидно, нужна была оборотка, – подтверждают другие предприниматели. – Всех провоцировали на демпинг. В итоге еще больше дискредитировали российских туроператоров в глазах чешских отельеров».
Кредит доверия и так был близок к нулю. После краха «Ланта-тур вояж» управляющие гостиниц отказались работать с нашими компаниями без предоплаты. «А сразу после того, что случилось с Travelsystem, стали требовать оплаты заявок сразу после выставления счета и подтверждения брони – на недели вперед», – констатирует Юрий Стоцкий.
Вот так. Хан за Хана, может, и не отвечает. А конкурент за конкурента – по всей строгости кризисного времени.
Прогноз «Турпомощи»
Ситуация с московским Travelsystem в развитии. Топ-менеджеры на связи и делают все возможное, чтобы минимизировать потери клиентов и партнеров. Тем более что опыт прошлогодних банкротств показывает, как реагирует государство на социально значимые ЧП в туризме.
У директора «Турпомощи» Александра Осауленко прогноз благоприятный (насколько это возможно в сложившейся ситуации). «По нашим данным, за границей по линии Travelsystem находятся порядка 100 российских граждан, все с обратными билетами, у большинства оплачены отели. Страховая компания подтверждает свою готовность компенсировать убытки клиентов по фингарантии туроператора. Мы держим ситуацию на контроле».
О развитии событий – в дальнейших публикациях HotLine.Travel.