Туроператоры и турагенты рассказали правду о вирусе в Турции в сезоне лето 2017
Центральные СМИ пестрят заголовками о бушующем в Турции вирусе Коксаки и о том, что россияне массово отказываются от туров в эту страну. Какова ситуация на самом деле – корреспондент HotLine.travel выяснял у туроператоров, турагентов и страховщиков.
Коксаки 2017: эпидемия или нет?
Первая волна публикаций в соцсетях о том, что вирус Коксаки распространяется в отелях Турции, поднялась в июле, и вот – рецидив, причем довольно жесткий. Сейчас к драматичным сюжетам о больных детях добавилась информация, что россияне в массовом порядке сдают оплаченные турпутевки, поскольку боятся отдыхать на турецких курортах. А те, кто ехать все же собирается, принялись искать информацию о симптомах болезни и о том, в каких отелях Турции распространен вирус Коксаки. Количество поисковых запросов на эту тему, по данным Яндекса, в июле-августе исчисляется сотнями тысяч.
Экспертный опрос специалистов турфирм, проведенный корреспондентом HotLine.travel, показал: масштабы проблемы значительно преувеличены.
Во-первых, напрасно сам Коксаки преподносится СМИ чуть ли не как чума XXI века, причем доселе неизвестная, говорят специалисты турфирм. Это энтеровирус, который передается через воду, грязные руки, а также воздушно-капельным путем. Типичные симптомы вируса Коксаки – нарушение работы кишечника, диарея, общая интоксикация и сыпь. Наиболее подвержены вирусу дети дошкольного и младшего школьного возраста. В общем, ничего особо опасного и нового, на массовых курортах вспышки энтеровирусов – обычное дело в пик сезона, когда наступает самая жара.
Вот, к примеру, одна из публикаций TourDom.ru о Коксаки в Турции, которая датируется июлем 2012 года. Но и в других странах это не редкость. «Я помню, прошлым летом в Греции в довольно дорогом отеле произошла вспышка заболеваемости, администрация проводила дезинфекцию и профилактику. Там были наши туристы, восприняли ситуацию спокойно», – говорит Елена Карташева, гендиректор московской розничной турфирмы «Восток-Запад». «А еще в прошлом сезоне, как раз в августе, много шума было из-за высокой заболеваемости в Сочи. Я была там в самый разгар этой истории, хорошо отдохнула, и никто из наших клиентов не пострадал», – добавляет Оксана Белькова, директор турагентства «Одиссея» из Новокузнецка.
Возвращаясь к актуальной эпидобстановке на турецких курортах, необходимо отметить: случаи заражения вирусом Коксаки, на самом деле, не так уж часты. Например, фирма Елены Карташевой в текущем сезоне отправила в эту страну порядка 400 клиентов, и ни один из них не заболел. «Когда туристы возвращаются в Россию, мы в обязательном порядке их обзваниваем, выясняем, как отдохнули. Так что если бы кто-то подхватил вирус Коксаки, то я бы знала», – уточняет Елена. «У нас тоже никто еще не заразился, – подтверждает Оксана Белькова. – А людей в Турцию едет много, примерно восемь из 10 клиентов нынешним летом выбирают именно эту страну».
По этой же причине «черные списки отелей Турции с вирусом Коксаки», как минимум, некорректны, так как речь идет о единичных заболеваниях. Во сяком случае, так утверждают сами отельеры. Например, 9 августа в редакцию Hotline.travel позвонил представитель отеля Starlight Resort в Сиде и опроверг информацию о массовом распространении вируса. По его словам, за сезон 2017 текущего года было выявлено всего несколько случаев при том, что отель загружен на 100% и счет гостям идет на тысячи.
Страховщики, которые видят ситуацию в целом по рынку, тоже полагают, что заболеваемость вирусом Коксаки отнюдь не носит массового характера. «У нас 10 случаев за июнь и июль», – говорит Лариса Антонова, представитель Управления страхования путешествующих в компании «Ингосстрах».
Юлия Алчеева, исполнительный директор компании ERV, сообщает, что в начале сезона (май, июнь) был зарегистрирован 81 случай заболевания Коксаки, это порядка 4 % от всех обращений туристов. Причем в июле ситуация начала улучшаться, и в целом эпидемиологический порог не превышен, отмечает г-жа Алчеева.
Отказы есть, но не массовые
Эпидемия Коксаки случилась в российском информационном пространстве, а не на курортах Турции, утверждает Анна Подгорная, гендиректор компании «Пегас». По ее словам, после вчерашних публикаций в центральных СМИ на тему Коксаки посыпался шквал телефонных звонков от турагентств, которые по просьбам своих клиентов выясняли, есть ли больные Коксаки в том или ином отеле. И с тех пор сотрудники «Пегаса», которые контактируют с объектами размещения, занимаются главным образом выяснением эпидобстановки в гостиницах.
Что же касается отказов от забронированных и оплаченных туров, их пока нет, утверждает Анна Подгорная. Алёна Хитрова, руководитель PR-департамента ANEX Tour, тоже сообщает об отсутствии аннуляций, и еще ни один из туристов, находящихся в Турции, не пожелал прервать отдых и досрочно вернуться на Родину.
Таким образом, говорить о массовых отказах от поездок на турецкие курорты не приходится. Но единичные случаи, конечно, есть. Например, один из клиентов турагентства «Восток-Запад» перебронировался на Черногорию, благо это можно было сделать с небольшой доплатой. Как обычно, условия аннуляции тут зависят от сроков поездки, напоминают юристы. Согласно договору, при отказе туриста от забронированного и оплаченного тура туроператор возвращает деньги за вычетом своих ФПР (фактически понесенных расходов).
Это спланированная акция?
Получается, что и опасность вируса, и эпидемия, и панические настроения среди клиентов – всё это российские медиа в значительной степени преувеличили. Есть даже версия, будто нас дезинформируют намеренно.
«Можно предположить, что инициаторы хотели вызвать панику и переориентировать турпоток из Турции на курорты России, – полагает Ольга Гуляр, директор группы компаний «Зима-Лето». – Это выглядит логично, если принять во внимание значительное падение продаж туров в Крым и на курорты Краснодарского края».
Да, похоже на то, говорит Елена Карташева: «Я готова поверить, что это целенаправленная антиреклама Турции с целью восстановить поток клиентов на российские пляжные курорты. Падение продаж в этой сфере действительно сильное – количество проданных туров по России у нас исчисляется десятками, по Турции – сотнями».
А вот Сергей Онищенко, гендиректор турфирмы «Евротур», склоняется к тому, что заказа не было, просто СМИ в стремлении привлечь внимание аудитории склонны преувеличивать любую опасность. А роль психологов достается менеджерам турагентств: «Снимаем лишний стресс, настраиваем на хороший отдых, но и напоминаем об элементарных правилах гигиены – надо мыть руки, купаться в море, а не в бассейне, избегать массовых мероприятий, особенно детских. Для большинства клиентов такой профилактики достаточно».
А вы, уважаемые читатели, – вы верите, что публикации о разгуле вируса Коксаки в Турции – это спланированная кампания? Пишите в комментариях к статье. И участвуйте в опросе