Поэтапный план действий для агентов и образцы документов
Рекомендации дает Александр Байбородин, руководитель «Юридической компании Александра Байбородина».
В адрес нашей юридической компании поступает огромное количество обращений, связанных с прекращением деятельности туроператоров. Прежде всего, конечно, хотелось бы выразить сочувствие всем пострадавшим агентам.
Учитывая масштабы ситуации и количество пострадавших, нами было принято решение опубликовать в открытом доступе план действий турагента при банкротстве туроператора и выложить для бесплатного скачивания документы, которые могут потребоваться для обращения к страховщику.
Что делать и где взять образцы документов
Любой агент может ознакомиться с информацией о том, как ему себя вести при исчезновении туроператора, какие собирать документы, а также бесплатно скачать образец доверенности для представления интересов туристов, образец письма от туроператора, образец требования о страховой выплате с комментариями по тексту и другие документы
Рекомендации регулярно обновляются – мы советуем следить за ситуацией на сайте, а также подписаться на новостную рассылку на сайте и в Facebook, чтобы не пропустить ничего важного.
В своих рекомендациях мы стараемся учитывать имеющийся опыт успешного разрешения ситуации практически со всеми крупными туроператорами – «Лантой», «Асентом», «Лужниками». Огромному количеству туристов и агентов удавалось получить назад свои деньги без суда. Гораздо лучше уделять самое пристальное внимание подготовке документов уже на этапе подачи заявлений в страховую, при малейших сомнениях, а тем более при большой сумме заявки – консультироваться со специалистами.
В случае получения отказов мы готовы оспорить их в суде, как это уже было, например, в случае с «Асентом» и последовавшими отказами в выплатах со стороны СК «Помощь». Сразу оговорюсь: в совсем безнадежных случаях – например, при прекращении деятельности страховой компанией или очевидном отсутствии у ней денег для выплат – мы прямо скажем об этом агентам.
К сожалению, появились и первые случаи обращения за помощью агентов, в адрес которых поступили претензии от туристов о возврате денег.
Типовые вопросы
Несмотря на активное освещение туристическими СМИ порядка действий при исчезновении операторов, вопросов меньше не становится. И это можно понять – все предусмотреть невозможно.
Вот список наиболее популярных вопросов за последние дни.
У нас нет договора с «Лабиринтом». Что делать?
От «Лабиринта» только приходник. Подойдет ли такой документ об оплате?
Платили не напрямую, а через посредника / центр бронирования. Как быть?
Ответы на эти и другие популярные вопросы мы уже разместили или в ближайшее время разместим в открытом доступе на нашем сайте.
Хотя, повторюсь, есть много нестандартных ситуаций, и, к сожалению, не все из них можно уместить в руководстве к действиям – в таких случаях можно присылать документы к нам на экспертизу (эта услуга платная – к сожалению, бесплатно проконсультировать всех желающих просто нет физической возможности).
Как подстелить соломку на будущее
Разумеется, все понимают, что одними лишь юридическими мерами здесь не обойтись. Выбор агентами надежного партнера для работы, выбор оператора с проверенным страховщиком, профессиональное чутье, если хотите, – все это находится вне компетенции юриста.
Говоря же о юридических мерах, не устаем повторять, что главный щит агента при возникновении неприятностей – договор.
В ходе дискуссий на «Турдоме» в адрес юристов постоянно звучит вопрос: а разве спасет договор, да и вообще какой-то документ, если у страховой закончатся деньги?
Хотелось бы ответить так: не существует 100%-ной гарантии спасенья от чего-либо. Главная цель договора – существенно снизить риски. Возьму на себя ответственность утверждать, что грамотный договор позволяет агенту на порядок снизить риски, по сравнению с устаревшим договором.
Во-первых, отсутствие в договоре с туристом существенных условий влечет риск взыскания денег в суде не с оператора или страховщика а с агентства. Достаточно большое (но не все) количество судов по данным искам заканчивалось успешно для агента (об одном из таких дел мы писали в новостях), но какой ценой! Хождение по заседаниям в течение нескольких месяцев, расходы на сопровождение процесса в суде. Риск взыскания. Нерадостная перспектива.
Во-вторых, страховщик может отказать в выплате со ссылкой на отсутствие в договоре существенных условий, как уже было в случае с «Югорией» при крахе «Глобала» – цеплялись к каждому слову, лишь бы не платить.
В этой связи рекомендуем всем агентам прямо сейчас вооружиться ручкой и поэтапно проверить свой договор на наличие в нем существенных условий и отсутствие типичных ошибок (информация о требованиях к договорам, а также о главных ошибках в договорах размещена в разделе «Договор с туристом»).
Держитесь – давайте надеяться, что весь этот кошмар скоро закончится.
Однако в рамках «подстилания соломки», возможно, стоит сохранить эту страничку в избранном (прим. ред.)…