logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
0:00, 15 марта 2017
13499

Скрытые туроператоры

Можно ли продавать тур по запчастям и спать спокойно?

В рознице набирает популярность идея о том, что надо прощаться с туроператорами и создавать продукт самостоятельно, под каждого конкретного клиента. «Перевозку бронируешь здесь, наземку – там. Продаёшь не пакетом, а отдельными услугами через разные юрлица и – вуаля!» – делятся опытом владельцы турагентств на профессиональных форумах. Мнение юристов: такая деятельность может обернуться как минимум крупными штрафами, а в худшем случае будет переквалифицирована в мошенничество.

34_700.jpg

Корни конфликта

«Классовые противоречия» между туроператорами и турагентствами обострились до предела. Розница возмущается: поставщики снижают комиссию, применяют промотарифы, при которых продавцам достаётся «усечённый» процент, практикуют скрытые доплаты за туры… Список претензий можно продолжить и по каждой привести контраргументы туроператоров.

Ситуация усугубляется тем, что владельцам турагентств неясно, как работать с поставщиками при новом отраслевом законе. Поправка «от имени и по поручению», требование доверенности – всё это нормы, слабо совместимые с реальными правоотношениями и фактическими действиями на рынке. Ни представители власти, ни юристы не готовы дать бизнесу исчерпывающих разъяснений и инструкций по спорным пунктам.

Неудивительно, что выходом из этого клинча многие турагентства считают постепенный отказ от туроператорского продукта и переход на продажу туров собственной сборки.

«Комплект услуг, который можно сформировать через агрегаторов вручную, зачастую оказывается даже дешевле классических турпакетов, – говорит Анна Цицулина, гендиректор «ТриАтур». – Кроме того, я знаю коллег, которые значительную часть заявок – особенно по ЮВА, Мальдивам, Сейшелам – отправляют напрямую зарубежным принимающим компаниям, а билеты покупают на сайтах авиакомпаний».

По сути, это туроператорская деятельность, и, чтобы заниматься ею законно, требуются фингарантии, фонды при «Турпомощи» и прочие атрибуты производителя. «Иначе вам грозит штраф до 10 млн руб.», – отмечает юрист Сергей Топурия.

Во избежание проблем турагентства применяют нехитрые юридические схемы.

«Противно правопорядку и нравственности»

Некоторые до сих пор считают, что если на каждую услугу оформлять с клиентами специальный договор, то можно спать спокойно. Но перед сном не мешало бы перечитать обновлённый ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». В частности, п. 10 гласит: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

Тогда усложняем игру, говорят турагенты. Продаём перевозку через одно юрлицо, наземку – через другое. Или так: авиабилеты – мужу, отель – жене (едут вместе). Вариантов множество, и они не имеют прямых противоречий с законом.

Да, если подходить к делу формально, комментируют юристы. Правда, всё это имеет имиджевые последствия для турфирмы: клиентов насторожат такие витиеватые юридические отношения.

Но даже не в этом дело. «Если возникнет судебный конфликт или же ЧП на отдыхе и выяснится, что данный конкретный турист не имеет права ни на фингарантию, ни на компенсации из фондов «Турпомощи», то правоохранительные органы будут уже подходить к делу неформально. И докажут, что продажа отдельных туруслуг была мнимой. Вам же мошенничество впаяют, извините за непарламентскую лексику, – объяснил учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. – Окажется, что вы ввели клиента в заблуждение относительно потребительских свойств продукта».

По мнению Сергея Топурии, мошенничество – всё-таки маловероятный диагноз. Но если турист заявит, что его обманули, то суд может признать сделки по продаже туруслуг противными основам правопорядка и нравственности (как это сформулировано в ГК), а следовательно, ничтожными. Придётся вернуть клиенту все деньги с компенсацией морального вреда и штрафами.

Если агрегатор = туроператор Тогда агент в безопасности?
На рынке есть прецеденты, когда агрегаторы получают туроператорский статус – оформляют фингарантии, создают фонды при «Турпомощи», записываются в Федеральный реестр. Означает ли это, что, формируя туры посредством таких ресурсов, турагент избегает юридических рисков?

Да. Но только если на одном и том же ресурсе бронируются перевозка и размещение (а это де-юре турпакет). В таком случае у агрегатора возникают обязанности производителя туруслуг – то есть он отвечает перед клиентом за качество всех составляющих программы.

Если же агент собирает тур из запчастей, которые берёт на разных ресурсах, то функцию туроператора выполняет сам, и соответствующие обязательства возникают именно у него.

Что касается самого агрегатора, то даже если он обладает всеми операторскими регалиями, для турагентств это практического значения не имеет. В случае ЧП фингарантии не сработают, «Турпомощь» решать проблемы клиентов не будет, ибо на её ответственности – только туристы-«пакетники».

Вопрос: зачем же агрегаторы получают туроператорский статус? «Наверное, для имиджа. Чтобы зарекомендовать себя в качестве надёжных участников рынка», – полагает гендиректор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.

P. S. Не все готовы воспринимать такую информацию. «Это частные мнения отдельно взятых юристов, – пишет пользователь онлайн-журнала HotLine.travel Андрей Фёдоров. – Что с моим туристом должно случиться? От происшествий есть страховки. Отель развалится? Авиакомпания разорится? Так претензии напрямую туда. Все доки в наличии. Давайте опираться на закон, а не рассуждать о предполагаемых частных случаях».

Давайте. История всех рассудит.

  • Конфликты
  • #Государство и турбизнес
Автор Наталья Меньщикова
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/konflikty/skrytye-turoperatory/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

РСТ и туроператоры разошлись в понимании мер поддержки
РСТ и туроператоры разошлись в понимании мер поддержки

Конфликты

27/06/2025
119775
Туман войны: какие перспективы туризма на фоне ближневосточного конфликта
Туман войны: какие перспективы туризма на фоне ближневосточного конфликта

Конфликты

24/06/2025
63844
Война на Ближнем Востоке: когда все закончится и какие последствия возможны для туризма
Война на Ближнем Востоке: когда все закончится и какие последствия возможны для туризма

Конфликты

18/06/2025
124512
Союз потерял единство: в РСТ углубляется конфликт
Союз потерял единство: в РСТ углубляется конфликт

Конфликты

15/08/2024
40176
РСТ не РПЦ: в старейшем туристическом союзе обновляют скрепы
РСТ не РПЦ: в старейшем туристическом союзе обновляют скрепы

Конфликты

27/04/2024
38766
«Академсервис» против «Рэдиссона»:  туроператор призвал к бойкоту московского отеля
«Академсервис» против «Рэдиссона»: туроператор призвал к бойкоту московского отеля

Конфликты

27/12/2023
36243
В Минэкономразвития посоветовали туристам проверять «добросовестность» компаний перед покупкой туров
В Минэкономразвития посоветовали туристам проверять «добросовестность» компаний перед покупкой туров

Конфликты

08/08/2023
47124
Россиянам и китайцам снова предстоит биться за проход в музеи и билеты на «Сапсаны»?
Россиянам и китайцам снова предстоит биться за проход в музеи и билеты на «Сапсаны»?

Конфликты

23/06/2023
60237
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте