Что делать турагенту, у которого есть туры, оплаченные в «Санрайз-тур» и подлежащие отмене по инициативе туроператора? На эти и другие актуальные вопросы ответил юрист Георгий Мохов, руководитель юридического агентства «Персона Грата».
Георгий, туроператор «Санрайз Тур» фактически объявил, что не может отправить туристов в Австрию и Италию в соответствии с ранее взятыми на себя обязательствами. Чем эта ситуация отличается от приостановки деятельности? Какие правовые последствия она может иметь?
Каждый волен уходит с рынка так, как ему заблагорассудится. Вопрос в том, причинен ущерб потребителям или нет. «Санрайз тур» отменяет целый блок программ, но туры уже проданы.
По Закону о защите прав потребителей они должны вернуть деньги. В противном случае, возникнут признаки дефолта и банкротства.
Если финансовая устойчивость позволит компании произвести выплаты, то ситуацию можно расценить как цивилизованное сокращение деятельности.
Вправе ли туристы рассчитывать на компенсацию курсовой разницы? Ведь некоторые оплачивали туры еще летом, когда евро стоил менее 50 рублей.
Если изменение курса не оговорено в договоре как основание для изменения его существенных условий, то оснований для выплаты таких компенсаций формально нет. Скорее всего, речь идет о простых рублевых договорах на реализацию турпродукта. Поэтому если турист заплатил 100 тысяч рублей, то их же и получит обратно.
Впрочем, Закон о защите прав потребителей гласит, что в случае, если договор расторгается по инициативе исполнителя (а отраслевое законодательство таковым считает именно туроператора), то исполнитель обязан возместить потребителю не только уплаченную сумму, но и причиненные убытки.
На практике, в досудебном порядке шансы на получение выплат сверх стоимости, указанной в договоре, близки к нулю.
Поэтому туристам придется обращаться в суд и с документами в руках доказывать, что они понесли потери, купив аналогичный тур у другого туроператора по более высокой цене. Теоретически, можно попытаться взыскать и моральный ущерб, например, в случае, если в результате отмены программы турист не попал на свадьбу родственников за границей и тд. Есть практика, когда суды встают на сторону потребителей в таких ситуациях.
Что можно посоветовать турагентству в ситуации когда, если турист такие требования предъявит не туроператору, а турагенту? Ведь наверняка большая часть отменненных туров была продана не через собственную розницу Санрайза, а через независимые турагентства?
Надо максимально втягивать в переговорный процесс туроператора, указывать туристу, что именно его действия стали причиной отмены тура. Если дело дойдет до суда, то ходатайствовать о привлечении туроператора в качестве соответчика.
Стоит ли турагентствам в досудебном порядке выполнять требования туристов о компенсации всех их потерь?
Это на усмотрение турагентства и зависит от конкретной ситуации. Принимая решение, надо понимать, что добиться от туроператора возврата суммы, превышающей стоимость тура, в досудебном порядке турагентству как юрлицу вряд ли удастся. Все, что выше – турагент заплатит туристу из своих средств.
То есть все-таки агентам надо готовиться к искам от туристов…
Суды сейчас стали более грамотно подходить к рассмотрению дел с участием турагентов. Часто удается доказать непричастность агента к убыткам туриста. Кроме того, если туроператор приостановит деятельность, то обязательства перед туристами возникнут и у его страховой компании, что оттянет на себя часть требований.