Пока сотрудники идут под арест, собственники остаются на свободе
После того как стало известно о задержании четырех сотрудников Центра бронирования Polar Tour, в результате краха которого в июне сорвались туры тысяч туристов, мнения турагентств разделились. Одни не скрывают радости и уверены – «поларовцы» понесут заслуженное наказание за мошенничество. Другие в этом сомневаются. Третьи винят самих турагентов. С чем вряд ли поспорят все – так это с тем, что в итоге страдает имидж организованного туризма в целом. Кто должен принять меры, чтобы скандалы в отрасли наконец-то прекратились?
В соучастники не хотите ли?
Радуются, судя по обсуждению, в основном те, кто в результате краха Polar потеряли деньги. «Наконец-то нас начинают слышать. Шайка бандитов, которые наплевали на всех. Бумеранга никто не отменял. Десять лет – это мало за все наши долги, переживания, бессонные ночи и потраченные нервы», – вот типичный комментарий. Эмоции можно понять. По подсчетам представителей инициативной группы пострадавших, крах Polar Tour создал проблемы примерно 500 туристическим агентствам, которые перечислили в центр бронирования до 200 млн рублей. В июне турагенты написали письмо вице-премьеру Ольге Голодец, в июле отправили видеообращение в Ростуризм, Министерство культуры и даже президенту Владимиру Путину. И сейчас, конечно же, считают, что справедливость восторжествовала.
Менее эмоционально настроенные наблюдатели обращают внимание, что задержаны наемные сотрудники Polar Tour. «Не они планировали развитие компании, не ими, возможно, принималось решение не платить партнерам... какой-то бред творится», – написала, в частности, Любовь Чучмаева.
Задержанным «поларовцам» теперь грозит тюрьма, в то время как Тамер Озсой, которого считают основным бенефициаром Polar Tour, находится на свободе. Правда, претензии правоохранителей к сотрудникам компании возникли не на пустом месте. Они принимали наличные деньги с нарушениями. Это дает повод предъявить обвинение, а позднее – и привлечь фактических собственников.
Тут есть интересный нюанс, о котором те, кто сейчас радуется, либо не знают, либо не задумываются. Если правоохранители действительно начнут раскручивать всю цепочку расчетов, могут возникнуть вопросы и к контрагентам. Не являются ли они соучастниками хищения средств клиентов, соглашаясь оплачивать туры на личные карты сотрудников Polar Tour? Почему не перечисляли средства в установленном законом порядке? Об этом еще в июне предупреждал Георгий Мохов, основатель юридической компании «Персона Грата», который назвал практику расчетов на личные карты совершенно недопустимой.
С тем, что розничные партнеры сознательно приняли «правила игры» и должны были осознавать риски и последствия, согласны и многие наблюдатели. Они напоминают, что Polar Tour на момент краха даже не числился в реестре. Фирма фактически перепродавала туры известных туроператоров, консолидируя платежи и привлекая партнеров повышенной комиссией. «Вы сами во всем нарушили закон. Не платили туроператору с финобеспечением и лицензией безналом на расчетный счет, как положено. А платили фиг знает кому, леваком. Так чего же вы хотите?» – пишут в комментариях на TourDom.ru.
С одной стороны, это справедливое замечание. О том, что компания работает как агентство, например, сам Тамер Озсой говорил еще в 2014 году.
С другой – уследить за метаморфозами многочисленных юрлиц его компании было не так уж просто. Бренд Polar существовал 20 лет, под разными именами то входил в реестр, то выходил из него. При этом последние годы компания продолжала позиционировать себя как туроператор. Достаточно сказать, что ООО «Золотой Овен», одно из юрлиц Polar, долгое время присутствовало в поисковой выдаче «Слетать.ру» наряду с известными поставщиками. Причем цены были настолько низкими, что «Овен» оказывался на первых строчках. Это привлекало внимание туристов, и нередко они сами требовали продать им туры «Овна», говорят турагенты.
Кто присмотрит за рынком
На то, что «Золотой Овен» он же Polar, действует некорректно и прямо нарушает отраслевой закон, в 2017 году обратил внимание турагент Антон Горальчук, написав в «Слетать.ру» и Ростуризм. Поисковик убрал предложения компании с сомнительным статусом. В Ростуризме же, как пишет Горальчук, к его обращению отнеслись формально – ответ пришел через три месяца, причем суть жалобы оставили без внимания.
Кстати, анализируя крах Polar Tour, Антон Горальчук обратил внимание на любопытное совпадение. Учредителем двух юрлиц Polar, «Полар ВИП ТУР» (ИНН 7709453123) и ООО «Полэкс Тревел» (ИНН 7708715873) является Гасанов Эмин Таир Оглы. Этот же человек с февраля по июль 2017 года был генеральным директором ООО «Терра» (ИНН 7723389800), более известным туристической общественности как Ted Travel. «Учредитель и единоличный владелец юрлиц Polar являлся генеральным директором туроператора Ted Travel в период вплоть до его краха (пока в июле, видимо, предвидя скорый конец, директора не сменили на номинального)», – пишет Горальчук.
Кто знает, если бы Ростуризм отнесся к обращению турагента с должным вниманием, то, вполне возможно, ущерб от деятельности Polar Tour был бы куда меньше. Да, у Ростуризма нет контрольно-надзорных функций, но есть возможность перенаправить жалобу в компетентные инстанции, предложив провести проверку. Кстати, Федеральное агентство это регулярно делает, но уже постфактум, когда не исполнены обязательства перед туристами.
Всё это показывает, что туристический рынок остро нуждается хоть в каком-то разумном регулировании, в мониторинге состояния участников рынка. Необходимо принимать профилактические меры от банкротств, своевременно реагировать на обращения и, конечно, менять законодательство, чтобы оно могло реально защищать туристов. В противном случае скандалы, которые портят имидж организованного туризма и отворачивают от него клиентов, продолжатся, а правоохранители будут по-прежнему сажать «стрелочников».