Факты, о которых умалчивает партнер по перевозке
Новость об исключении юрлиц «Жемчужной Реки» из реестра туроператоров вызвала множество комментариев. Вину за разразившийся скандал возлагают на компанию, упрекая в системном демпинге, который в итоге и привел к невозможности исполнить обязательства. Не снимая ответственности с руководителей туроператора, разберемся, так ли всё однозначно.
Фатальное невезение
«Жемчужная Река» – это бренд китайской принимающей компании Pearl River Travel Service, которая основана в 1998 году и обслуживает на Хайнане гостей из России и других стран СНГ. С 2008 года фирма работала в основном с «Южным Крестом». После того как в 2014 году тот потерпел крах, о «Жемчужной Реке» не было слышно вплоть до осени 2017-го, когда на пресс-конференции объявили о создании одноименного российского туроператора. Представители компании анонсировали чартерную программу из многих городов России, сообщив, что «Жемчужная Река» имеет возможность продавать тур на остров примерно на 30 % дешевле за счет господдержки со стороны правительства китайской провинции Хайнань.
С этого момента «Жемчужная Река» начала прессовать ценами конкурентов, опустив планку на туры в Хайнань до символических 600 $. Кроме того, она предложила еще и немыслимую по нынешним временам комиссию – до 17 %.
К ноябрю, когда должна была стартовать программа, туроператор успел продать около 10 тысяч туров, но началась полоса неудач. Разорился партнер по перевозке – «ВИМ-Авиа». Его крах обошелся «Жемчужной Реке» как минимум в 30 млн рублей. По информации самой компании, это депозит в счет оплаты билетов, к которому добавились еще и издержки, связанные с возвратом денег недовольным клиентам, формированием нового расписания. Эти потери оценивались еще выше – в 45 млн рублей. В мае 2018 года суд обязал «ВИМ-Авиа» выплатить «Жемчужной Реке» 36 млн рублей, но по факту деньги с банкрота получить, конечно же, не удалось – туроператор просто занял свое место в очереди кредиторов.
«Жемчужная Река» оперативно нашла замену «ВИМ-Авиа». Однако старт программы в заявленные сроки снова не состоялся – китайские власти не выдали необходимые разрешения новому партнеру по рейсам из Москвы – Pegas Fly. В конце декабря прошлого года ситуация повторилась – вновь перенос сроков, вновь недовольные туристы, требующие возврата денег. Отправку туристов из столицы на бортах Pegas Fly удалось наладить только к концу апреля. Параллельно откладывался и запуск чартеров из городов России на бортах «Алросы». Рейсы должны были начаться в марте, но по факту стартовали только в августе. Туроператор планировал расширить эту программу в сентябре вместе с «ИрАэро», но опять-таки из-за проблем с разрешениями начало полетов сдвинулось на октябрь, а уже проданные туры пришлось отменять или переносить.
Китайские заморочки
Всё это показывает, в какой трудной ситуации оказался туроператор уже на этапе старта. Но остается неясным, как так вышло, что китайская фирма не могла быстро получить разрешения для чартеров в Китай, организованных ее же собственным представительством? И почему обещанная поддержка не сыграла никакой роли в критической ситуации уже в этом году? Эти вопросы возникают у стороннего наблюдателя среди первых.
Тем более что хайнаньская Pearl River Travel Service полностью дистанцировалась от российской «тезки».
«Принимающая российских туристов на Хайнане туристическая компания Hainan Pearl River Int’L Travel Service заявляет, что она является лишь поставщиком туристических услуг на Хайнане и не имеет никакого отношения к внутреннему конфликту между российской авиакомпанией и российскими организаторами туров. Российские СМИ и ряд китайских СМИ не выверяют факты и публикуют распространенную другими СМИ не соответствующую действительности информацию о том, что туроператор «Жемчужная Река» и Hainan Pearl River Int’L Travel Service являются дочерними структурами. Представители хайнаньской компании заявляют, что эта информация не соответствует действительности и наносит серьезный ущерб ее деловой репутации», – сообщило 11 декабря издание Biang.ru.
Означает ли это, что китайцы действительно ни при чем, а топ-менеджеры российской компании сознательно морочили голову партнерам и туристам? Верится с трудом. Очевидно, что, если бы это было правдой, хайнаньский туроператор выступил бы с заявлением гораздо раньше, а не ждал бы больше года. Скорее всего, после разразившегося скандала в Китае просто испугались последствий широкой огласки, которая может испортить бизнес с отелями, выстроенный за 20 лет. Во всяком случае на такой трактовке настаивают в «Жемчужной Реке», добавляя, что отношения с хайнаньской компанией выходили за рамки обычного партнерства.
Здесь же кроется и ответ на вопрос, почему «слился» гонконгский инвестор Aviation Service HK Limited, о соглашении с которым было объявлено 3 декабря, всего за четыре дня до кризиса с «ИрАэро».
Что касается проблем с согласованием полетов на Хайнань, то с ними сталкивались и другие туроператорские компании. «Жемчужная Река» оказалась на виду по причине большого количества рейсов из многих городов. Ситуацию с разрешениями называют типичной для Хайнаня. По словам экспертов, дело в том, что документы выдаются не на острове, а на материке, Главным управлением гражданской авиации Китая. «Правительство Хайнаня и тем более отдельные фирмы на эту процедуру не могут повлиять», – отмечают специалисты. Даже несмотря на то, что правительство Хайнаня очень заинтересовано в туристах и действительно выплачивает субсидии компаниям, которые обеспечивают их доставку.
Блестящая комбинация «ИрАэро»
Почему же всё-таки выстраданная полетная программа «Жемчужной Реки» оказалась внезапно прервана одним из перевозчиков, которого туроператор еще недавно представлял своим стратегическим партнером? Если восстановить хронологию, то видно, что демаршу «ИрАэро» предшествовал ряд событий. 26 ноября, например, стало известно: авиакомпания S7 Airlines, планировавшая выполнять регулярные рейсы из трех российских городов на Хайнань с середины декабря, отказалась от этой полетной программы. Блоки мест на них были у «Жемчужной Реки», причем продажи к тому моменту шли уже месяц. 3 декабря отменена полетная программа на Pegas Fly из Москвы. В письме перевозчик сообщал об отсутствии депозита на новый срок. Вывод лежит на поверхности – в конце ноября у туроператора возник кассовый разрыв, делающий невозможным своевременное выполнений жестких условий контрактов. Осознав это, два перевозчика без какой-либо общественной огласки включили задний ход.
Вечером 7 декабря к ним присоединился «ИрАэро» – он во всеуслышание объявил о долге туроператора и отказе выполнять перевозку его туристов. По странному совпадению это произошло в тот же день, когда Боинг-777-200 «ИрАэро», летевший из Хабаровска в Хайкоу, сломался и вынужденно сел во Владивостоке.
По данным Flightradar, самолет смог покинуть Владивосток только 13 декабря. Это важная деталь. В парке «ИрАэро» всего три B-777-200, причем один прибыл только в ноябре и, по словам наблюдателей, еще не прошел все процедуры допуска к полетам. Осталось два, причем один из них выполняет рейсы по субсидируемому государством и социально значимому маршруту Москва – Владивосток, где любой «косяк» недопустим. Смог бы перевозчик одновременно соблюдать график на этой линии и выполнять обязательства перед туроператором эти шесть дней, имея на крыле только одну машину данного типа, – вопрос риторический. Эксперты видят прямую взаимосвязь событий и предполагают, что авиакомпании было выгоднее заявить о долге туроператора, чем объясняться, почему она держит 153 туриста из Хабаровска во Владивостоке вместо того, чтобы немедленно доставить их на отдых в Китай.
Вообще, если сопоставить факты, получается, что перевозчик в момент объявления об отказе в выполнении рейсов «Жемчужной Реки» сам находился в ситуации, близкой к провалу.
По итогам экстренного совещания в Минтрансе 10 декабря власти обязали «ИрАэро» доставить пассажиров на родину.
Как пояснил глава ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, с 2017 года в отраслевой закон были внесены поправки, обязывающие включать в договор фрахта выписку билетов по маршруту. «Если билеты на конкретный рейс выписаны и не аннулированы, то действует договор перевозки. Соответственно, авиакомпания должна вернуть туристов домой за свой счет. С юридической точки зрения, даже если рейс был отменен, она всё равно обязана предоставить перевозку: либо пересадить пассажиров на борт другого перевозчика, либо оплатить им новые билеты, а уже потом разбираться, кто кому и сколько должен», – рассказал Мохов.
Тем не менее вся вина в глазах общественности была переложена на туроператора. Это предопределило дальнейшее развитие событий – неизбежную остановку деятельности туроператора.
Если бы не комбинация по спасению собственной репутации, блестяще проведённая «ИрАэро», возможно, «Жемчужной Реке» и удалось бы удержаться на плаву. Видно, что руководители компании пытались это сделать. Договаривались с инвестором, 30 ноября на целый месяц отменили дедлайны по оплате бронирований, разрешив агентам вносить средства за туры непосредственно перед вылетом (за 24 часа). Но даже если бы необходимые деньги были получены, как быстро бы они закончились? Это еще один риторический вопрос. Как сказал в своем интервью глава «Турпомощи» Александр Осауленко: не может тур из Москвы на Хайнань на восемь дней стоить 25 тысяч рублей. Опыт показывает: подобные акции посильны компаниям, оперирующим массово, умело управляющим доходностью и к тому же имеющим надежный финансовый тыл. Поставщики одного направления, увлекаясь планами захвата рынка через тотальный демпинг по принципу «Все умрут, а я останусь», практически не имеют шансов на выживание – израсходовав запас инвестиционных средств, они неизбежно оказываются в тяжелой ситуации, и там уже срок жизни определяет случай.