Реально ли взыскать с отелей депозиты «Лабиринта» и «Солвекс-Турне»?
У российских компаний, прекративших бизнес летом-2014, в зарубежных гостиницах остались большие депозиты, миллионы, а в некоторых случаях, десятки миллионов евро – эта тема активно муссируется на туристическом рынке.
Считается, к примеру, что «Лабиринт» не успел израсходовать 20 млн евро, перечисленные греческим отельерам по контрактам за 2014-й и даже 2015 год. Такая цифра фигурировала в СМИ. Общественная организация «Ваше право» даже планировала отсудить эти деньги и собирала доверенности туристов, чтобы инициировать коллективный процесс.
У «Солвекс-Турне» предполагаемая сумма невыбранных депозитов за этот и следующий сезоны в Греции – 2,5 млн евро.
Таких денег хватило бы на достойные компенсации пострадавшим клиентам, говорят на рынке, а отельеры не только отказались возвращать предоплаты, но даже не хотели зачесть их в счет проживания клиентов, когда российские компании уже объявили о своей несостоятельности.
Соответствуют ли действительности такие заявления? С этим вопросом корреспондент HotLine.travel обратился к руководству самих туроператоров.
Топ-менеджер «Солвекс-Турне», пожелавший остаться неназванным, подтвердил: действительно, в греческие отели задолго до сезона-2014 были сделаны глубокие предоплаты, в том числе по контрактам на 2015 год.
«Не хочу комментировать эти контракты, поскольку их заключал не я, а еще бывший коммерческий директор компании Андрей Агапов, который скоропостижно скончался осенью прошлого года», – сказал собеседник редакции. И добавил, что отельеры повели себя по-разному. Управляющие некоторых гостиниц согласились зачесть деньги 2015 года в счет текущих задолженностей, и в кризисный период туда свозили клиентов «Солвекс-Турне» с разных курортов Греции. Но нашлись и такие партнеры, перед кем не было вообще никаких долгов, тем не менее они отказывались селить клиентов, прибывавших на отдых сразу после того, как отправляющий туроператор прекратил деятельность. «Вы же обанкротились, говорили нам в этих гостиницах, – рассказывает топ-менеджер «Солвекс-Турне». – Но юридически это не так. Мы объявили о приостановке бизнеса, что не равнозначно банкротству».
Названия проблемных отелей в компании не разглашают, не хотят осложнять с ними отношения, тем более что в данный момент как раз ведутся переговоры о возврате депозитов.
Аналогичные комментарии корреспондент TourDom.ru получил от директора по туризму компании «Лабиринт» Константина Горина. Он подтвердил, что депозиты были перечислены, причем в гораздо больших размерах, чем у «Солвекс-Турне». И точно так же бывали случаи отказов в размещении туристов со стороны гостиниц, которые взяли деньги вперед.
Говоря о перспективах возврата средств, бывшие руководители «Лабиринта» и «Солвекс-Турне» выражают сомнения, что кто-то из владельцев гостиниц пойдет на это добровольно. «Вы же понимаете, отельеры сами безденежные, – отметил Константин Горин. – Получая какие то средства, они сразу гасят ими свои кредиты перед банками и контрагентами. Или вкладывают их в развитие. Например, гостиница Afandou Bay на Родосе потратила полученные от «Лабиринта» предоплаты на строительство 17 новых номеров. То есть денег как таковых уже нет». Г-н Горин добавил, что не исключается попытка взыскать с некоторых отелей депозиты по суду, но поскольку судиться придется за рубежом, заранее понятно: процесс будет длительный и затратный.
Руководитель греческого офиса TEZ Tour Димитрис Харитидис, который досконально знает специфику делового оборота в Греции, тоже уверен, что депозиты уже потрачены: «Как в известном произведении: то, что ты выслал на прошлой неделе, мы давно уже съели. И я не согласен с мнением, что отельеры должны что-то возвращать. Ведь российские туроператоры перечислили им деньги не просто так, а в обмен на определенные конкурентные преимущества, которые были им предоставлены. Хотя, возможно, оказались неактуальны в этом сезоне. Это был коммерческий риск, и не надо сейчас его перекладывать на чужие плечи».
После серийных крахов российских компании в Греции высвободились значительные гостиничные емкости. Но г-н Харитидис говорит, что они отнюдь не пустуют: в этом сезоне значительно возросли турпотоки из Европы. «Я даже не знаю, где жили бы все эти люди, если бы не закрылись «Нева», «Лабиринт», «Южный Крест». Может, в палатках? Овербукинг был бы огромный».
То есть отельеры, видимо, ничего не потеряли. И в отдельных случаях даже продали одни и те же номера дважды.