logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
16:28, 4 июня 2024
47097

Банкротство года: почему Европа потеряла еще одного крупного туроператора

Как работает система фингарантий в Европе, стоит ли россиянам ждать низких цен на Турцию и почему оказался не нужен туристический гигант

Третий по величине туроператор Европы FTI Group подал вчера заявление о банкротстве в окружной суд Мюнхена, где расположен его головной офис. Крах 40-летней компании с оборотом 4,1 млрд евро и 11 тыс. сотрудников активно обсуждается в иностранной прессе. Событие интересно как с точки зрения последствий для туристов – в России систему гарантий их прав во многом позаимствовали с европейской, – так и с точки зрения анализа причин. Редакция публикует главное.

image1.jpg

Что будет с туристами FTI Group

Согласно заявлению на сайте компании, процедура затронет все бронирования через бренды в Германии, Австрии и Нидерландах, входящие в группу. Помимо FTI это туроператоры 5vorFlug, BigXtra Touristik GmbH, прокатные фирмы DriveFTI, Cars & Campers, Meeting Point. 

Все бронирования с заездами после 4 июня отменены. Туристам, купившим пакетные туры, FTI предлагает обращаться в Немецкий фонд безопасности туризма (DRSF). Он был создан в 2021 году после краха другого туристического гиганта, Thomas Cook, когда стало ясно, что имевшихся гарантий недостаточно для защиты интересов клиентов. Туристы должны будут заполнить форму на сайте DRSF и ждать возмещения. 

О количестве пострадавших пока точных данных нет. Но судя по тому, что FTI, по его собственным данным, контролировал 15% туристического рынка Германии, в ближайшее время предстоит урегулировать как минимум десятки тысяч обращений, а возможно, и сотни тысяч (по оценочным данным за границей могут находиться до 67 тыс. его клиентов. – Ред.). 

Известно, что перед началом сезона FTI должен был внести в DRSF 200 млн евро в качестве гарантии – возмещение покупателям туров будет идти из этого депозита. 

Оптимисты считают, что с учетом среднего размера внесенной предоплаты в 25% этих денег должно хватить. Однако так же как и в России, в Германии по закону обратиться в гарантийный фонд с заявлением вправе только покупатели пакетных туров. Что будет с теми, кто заказывал отдельные услуги, пока непонятно. FTI просит таких клиентов проявить терпение и не требовать немедленных возвратов, «так как они могут быть организованы только в ближайшие несколько дней или недель». Туристам, забронировавшим проживание в отелях или прокат автомобилей, FTI предлагает подождать, пока компания «выяснит, можно ли ими воспользоваться».

«Не стреляйте себе в ногу»

Покупатели готовых туров, которые прямо сейчас находятся в путешествии, тоже могут рассчитывать на поддержку гарантийного фонда. Согласно заявлению, FTI «попытается» сделать так, чтобы туристы закончили поездку согласно плану. Если это окажется невозможным, для них организуют обратный перелет – этой работой займется DRSF. 

Для тех, кто оплачивал только проживание и уже направляется в гостиницы или остается в них, ситуация выглядит менее определенной. «Мы выясняем, сможете ли вы пользоваться услугами», – сообщает туроператор.

Эти туристы находятся в уязвимом положении, так как поставщики, узнав о банкротстве FTI, могут попытаться получить с них повторную оплату. 

Председатель совета директоров холдинга Anex Group Нешет Кочкар уже призвал турецких отельеров «не стрелять себе в ногу» и не требовать денег с клиентов FTI Group. 

«Никто не должен участвовать в таких мероприятиях, как вымогательство денег у пассажира или конфискация его паспорта, поскольку министерство очень строго относится к этому вопросу. Эти клиенты сегодня приедут с FTI, завтра они приедут с другой компанией. Поэтому мы не должны обижать людей или стрелять себе в ногу. Наши друзья-отельеры не должны об этом забывать».

Топ-менеджер напомнил, что в трудные времена FTI привозил миллионы клиентов и дал возможность отелям зарабатывать сотни миллионов евро.

Опасения Нешета Кочкара небезосновательны. Под публикацией уже появился комментарий, автор которого утверждает, администрация Es Hotel на курорте Турунч не выпустила клиента FTI, в результате чего человек опоздал на самолет. «Вот доказательство того, как туризм разрушается бизнесом», – написал автор.

Собеседник нашей редакции из числа специалистов по Турции считает, что вряд ли такие случаи будут массовыми. «Это исключение», – сказал нам представитель одной из турецких принимающих компаний. По его словам, европейские туроператоры заранее оплачивают отдых клиентов, а отели не перекладывают свои проблемы на клиентов. Воспользоваться ситуацией и удержать что-то с туристов могут попытаться только в небольших гостиницах, и это незаконно. 

Наш источник предполагает, что банкротство FTI не затронет российский рынок – освободившиеся места в турецких отелях, скорее всего, будут перераспределены между другими европейскими компаниями. Покупатели туров FTI обратятся к ним, так как, имея гарантии возврата денег от DRSF, им нет смысла отказываться от отдыха. Поэтому потока спецпредложений от отелей Турции ждать точно не стоит.

Тем не менее банкротство FTI – безусловно, плохая новость для турецких отельеров, так как этот туроператор специализировался в значительной степени именно на Турции. По данным Haberler, ежегодно он отправлял туда порядка 1 млн клиентов. «Банкротство FTI грозит двумя типами последствий: это долги поставщикам услуг, а также разрыв в потоке клиентов. Не так просто взять 1 млн пассажиров и отправить в Турцию», – пишет издание со ссылкой на турецкого специалиста. В свою очередь, по оценке Нешета Кочкара, банкротство FTI в общей сложности затронет интересы порядка 2 млн туристов.

Банкротство FTI обсуждают и в Греции, но там масштабы работы были гораздо скромнее. По линии этого туроператора забронированы туры для 7500 клиентов. «Эти путешественники смогут завершить свой отпуск и вернуться в Германию в обычном режиме, независимо от банкротства FTI, поскольку путевки уже оплачены или предварительно оплачены, что позволяет избежать риска неплатежей со стороны владельцев отелей и других вовлеченных предприятий», – пишет издание Money Review. В случае каких-либо единичных эксцессов Министерство туризма обещает оперативно реагировать.

Почему разорился FTI

Финансовые проблемы европейского туроператора не были неожиданностью.

Во время пандемии правительство Германии спасло FTI, выделив пакет помощи в 595 евро, а также прогарантировало кредит в 180 млн. Однако туроператору так и не удалось восстановиться. Почему это произошло – вопрос открытый. По одной из версий, сказалась ставка на продажи дешевого турпродукта. Косвенно ее подтверждает тот факт, что свой премиальный бренд компания попытается сохранить. «Windrose Finest Travel GmbH с люксовым брендом Windrose продолжит работу», – указано в заявлении. Останутся и побочные бизнесы вроде популярного телемагазина туров Sonnenklar.tv.

Возможно, проблемы FTI возникли еще и потому, что в конце 2020 года компанию покинул Дитмар Гюнц, основавший ее в 1983 году.

image2.jpg

Произошла реорганизация, а собственником стал египетский предприниматель Самих Савирис, ранее владевший миноритарным пакетом акций. Несмотря на то что управляли компанией опытные топ-менеджеры, по итогам 2021/2022 компания зафиксировала операционный убыток в 91 млн евро при продажах в 3,7 млрд (позднее о 4,1 млрд. – Ред.) И уже в марте этого года европейские СМИ не исключали риска банкротства. 

Как сообщал тогда Bild, группа по-прежнему обременена долгами, составляющими «трехзначную сумму в миллионах евро». В апреле казалось, что выход найден. FTI заключила соглашение с американской инвестиционной группой Centаres: в обмен на символическую сумму в 1 евро она становилась владельцем 100% акций и обязалась вложить 125 млн евро. Но согласование сделки в антимонопольных органах странным образом затянулось, а переговоры с правительством Германии о дополнительной финансовой поддержке ни к чему не привели. Положение компании ухудшил тот факт, что поставщики услуг ужесточили требования по предоплате, снизились и продажи туров – они оказались далеки от ожидаемого уровня. В итоге FTI пришлось подать заявление о несостоятельности.

Кто знает, если бы во главе компании остался Дитмар Гюнц, возможно, результат переговоров был бы иным. Без него FTI из немецкой компании превратился в туроператора-иноагента с иностранными хозяевами: второй раз спасать ставший чужим бизнес в правительстве Германии, видимо, сочли нецелесообразным.

Впрочем, это всего лишь предположения. По мнению наблюдателей, банкротство FTI свидетельствует об уязвимом положении туроператорских компаний, чья финансовая модель годами строилась на создании бизнеса с большими оборотами, но низкой рентабельностью. В критической ситуации у туроператора не оказалось собственных резервов, чтобы закрыть образовавшуюся финансовую брешь. Это должно служить предупреждением и для других туристических компаний, в том числе и в России.

Крах FTI – уже второе за последние 5 лет крупное банкротство в европейском турбизнесе. В 2019 году со сцены ушел старейший туроператор Thomas Cook cо 178-летней историей. 

  • Банкротства
Автор Дмитрий Даниленко
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/bankrotstva/bankrotstvo-goda-pochemu-evropa-poteryala-eshche-odnogo-krupnogo-turoperatora/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Почему разоряются турагентства: умысел или беспечность?
Почему разоряются турагентства: умысел или беспечность?

Банкротства

11/12/2024
37881
Банкротство FTI: «Когда она ушла, все полетело в тартарары»
Банкротство FTI: «Когда она ушла, все полетело в тартарары»

Банкротства

10/07/2024
50715
Что случилось с TEZ TOUR в Казахстане
Что случилось с TEZ TOUR в Казахстане

Банкротства

26/01/2024
52488
«Хорошая была компания»: «Веди Тур» прекратил работу
«Хорошая была компания»: «Веди Тур» прекратил работу

Банкротства

13/07/2023
73182
«Никто нам денег не вернет». Почему туроператоры выбирают банкротство?

Банкротства

19/05/2020
32315
Разорение «Феном Тура» – тревожный звонок для турбизнеса?

Банкротства

17/10/2019
19012
Какой она станет, жизнь туроператоров после дефолта Thomas Cook?

Банкротства

10/10/2019
18336
Thomas Cook: история краха

Банкротства

24/09/2019
24150
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте