Как работает система фингарантий в Европе, стоит ли россиянам ждать низких цен на Турцию и почему оказался не нужен туристический гигант
Третий по величине туроператор Европы FTI Group подал вчера заявление о банкротстве в окружной суд Мюнхена, где расположен его головной офис. Крах 40-летней компании с оборотом 4,1 млрд евро и 11 тыс. сотрудников активно обсуждается в иностранной прессе. Событие интересно как с точки зрения последствий для туристов – в России систему гарантий их прав во многом позаимствовали с европейской, – так и с точки зрения анализа причин. Редакция публикует главное.

Что будет с туристами FTI Group
Согласно заявлению на сайте компании, процедура затронет все бронирования через бренды в Германии, Австрии и Нидерландах, входящие в группу. Помимо FTI это туроператоры 5vorFlug, BigXtra Touristik GmbH, прокатные фирмы DriveFTI, Cars & Campers, Meeting Point.
Все бронирования с заездами после 4 июня отменены. Туристам, купившим пакетные туры, FTI предлагает обращаться в Немецкий фонд безопасности туризма (DRSF). Он был создан в 2021 году после краха другого туристического гиганта, Thomas Cook, когда стало ясно, что имевшихся гарантий недостаточно для защиты интересов клиентов. Туристы должны будут заполнить форму на сайте DRSF и ждать возмещения.
О количестве пострадавших пока точных данных нет. Но судя по тому, что FTI, по его собственным данным, контролировал 15% туристического рынка Германии, в ближайшее время предстоит урегулировать как минимум десятки тысяч обращений, а возможно, и сотни тысяч (по оценочным данным за границей могут находиться до 67 тыс. его клиентов. – Ред.).
Известно, что перед началом сезона FTI должен был внести в DRSF 200 млн евро в качестве гарантии – возмещение покупателям туров будет идти из этого депозита.
Оптимисты считают, что с учетом среднего размера внесенной предоплаты в 25% этих денег должно хватить. Однако так же как и в России, в Германии по закону обратиться в гарантийный фонд с заявлением вправе только покупатели пакетных туров. Что будет с теми, кто заказывал отдельные услуги, пока непонятно. FTI просит таких клиентов проявить терпение и не требовать немедленных возвратов, «так как они могут быть организованы только в ближайшие несколько дней или недель». Туристам, забронировавшим проживание в отелях или прокат автомобилей, FTI предлагает подождать, пока компания «выяснит, можно ли ими воспользоваться».
«Не стреляйте себе в ногу»
Покупатели готовых туров, которые прямо сейчас находятся в путешествии, тоже могут рассчитывать на поддержку гарантийного фонда. Согласно заявлению, FTI «попытается» сделать так, чтобы туристы закончили поездку согласно плану. Если это окажется невозможным, для них организуют обратный перелет – этой работой займется DRSF.
Для тех, кто оплачивал только проживание и уже направляется в гостиницы или остается в них, ситуация выглядит менее определенной. «Мы выясняем, сможете ли вы пользоваться услугами», – сообщает туроператор.
Эти туристы находятся в уязвимом положении, так как поставщики, узнав о банкротстве FTI, могут попытаться получить с них повторную оплату.
Председатель совета директоров холдинга Anex Group Нешет Кочкар уже призвал турецких отельеров «не стрелять себе в ногу» и не требовать денег с клиентов FTI Group.
«Никто не должен участвовать в таких мероприятиях, как вымогательство денег у пассажира или конфискация его паспорта, поскольку министерство очень строго относится к этому вопросу. Эти клиенты сегодня приедут с FTI, завтра они приедут с другой компанией. Поэтому мы не должны обижать людей или стрелять себе в ногу. Наши друзья-отельеры не должны об этом забывать».
Топ-менеджер напомнил, что в трудные времена FTI привозил миллионы клиентов и дал возможность отелям зарабатывать сотни миллионов евро.
Опасения Нешета Кочкара небезосновательны. Под публикацией уже появился комментарий, автор которого утверждает, администрация Es Hotel на курорте Турунч не выпустила клиента FTI, в результате чего человек опоздал на самолет. «Вот доказательство того, как туризм разрушается бизнесом», – написал автор.
Собеседник нашей редакции из числа специалистов по Турции считает, что вряд ли такие случаи будут массовыми. «Это исключение», – сказал нам представитель одной из турецких принимающих компаний. По его словам, европейские туроператоры заранее оплачивают отдых клиентов, а отели не перекладывают свои проблемы на клиентов. Воспользоваться ситуацией и удержать что-то с туристов могут попытаться только в небольших гостиницах, и это незаконно.
Наш источник предполагает, что банкротство FTI не затронет российский рынок – освободившиеся места в турецких отелях, скорее всего, будут перераспределены между другими европейскими компаниями. Покупатели туров FTI обратятся к ним, так как, имея гарантии возврата денег от DRSF, им нет смысла отказываться от отдыха. Поэтому потока спецпредложений от отелей Турции ждать точно не стоит.
Тем не менее банкротство FTI – безусловно, плохая новость для турецких отельеров, так как этот туроператор специализировался в значительной степени именно на Турции. По данным Haberler, ежегодно он отправлял туда порядка 1 млн клиентов. «Банкротство FTI грозит двумя типами последствий: это долги поставщикам услуг, а также разрыв в потоке клиентов. Не так просто взять 1 млн пассажиров и отправить в Турцию», – пишет издание со ссылкой на турецкого специалиста. В свою очередь, по оценке Нешета Кочкара, банкротство FTI в общей сложности затронет интересы порядка 2 млн туристов.
Банкротство FTI обсуждают и в Греции, но там масштабы работы были гораздо скромнее. По линии этого туроператора забронированы туры для 7500 клиентов. «Эти путешественники смогут завершить свой отпуск и вернуться в Германию в обычном режиме, независимо от банкротства FTI, поскольку путевки уже оплачены или предварительно оплачены, что позволяет избежать риска неплатежей со стороны владельцев отелей и других вовлеченных предприятий», – пишет издание Money Review. В случае каких-либо единичных эксцессов Министерство туризма обещает оперативно реагировать.
Почему разорился FTI
Финансовые проблемы европейского туроператора не были неожиданностью.
Во время пандемии правительство Германии спасло FTI, выделив пакет помощи в 595 евро, а также прогарантировало кредит в 180 млн. Однако туроператору так и не удалось восстановиться. Почему это произошло – вопрос открытый. По одной из версий, сказалась ставка на продажи дешевого турпродукта. Косвенно ее подтверждает тот факт, что свой премиальный бренд компания попытается сохранить. «Windrose Finest Travel GmbH с люксовым брендом Windrose продолжит работу», – указано в заявлении. Останутся и побочные бизнесы вроде популярного телемагазина туров Sonnenklar.tv.
Возможно, проблемы FTI возникли еще и потому, что в конце 2020 года компанию покинул Дитмар Гюнц, основавший ее в 1983 году.
Произошла реорганизация, а собственником стал египетский предприниматель Самих Савирис, ранее владевший миноритарным пакетом акций. Несмотря на то что управляли компанией опытные топ-менеджеры, по итогам 2021/2022 компания зафиксировала операционный убыток в 91 млн евро при продажах в 3,7 млрд (позднее о 4,1 млрд. – Ред.) И уже в марте этого года европейские СМИ не исключали риска банкротства.
Как сообщал тогда Bild, группа по-прежнему обременена долгами, составляющими «трехзначную сумму в миллионах евро». В апреле казалось, что выход найден. FTI заключила соглашение с американской инвестиционной группой Centаres: в обмен на символическую сумму в 1 евро она становилась владельцем 100% акций и обязалась вложить 125 млн евро. Но согласование сделки в антимонопольных органах странным образом затянулось, а переговоры с правительством Германии о дополнительной финансовой поддержке ни к чему не привели. Положение компании ухудшил тот факт, что поставщики услуг ужесточили требования по предоплате, снизились и продажи туров – они оказались далеки от ожидаемого уровня. В итоге FTI пришлось подать заявление о несостоятельности.
Кто знает, если бы во главе компании остался Дитмар Гюнц, возможно, результат переговоров был бы иным. Без него FTI из немецкой компании превратился в туроператора-иноагента с иностранными хозяевами: второй раз спасать ставший чужим бизнес в правительстве Германии, видимо, сочли нецелесообразным.
Впрочем, это всего лишь предположения. По мнению наблюдателей, банкротство FTI свидетельствует об уязвимом положении туроператорских компаний, чья финансовая модель годами строилась на создании бизнеса с большими оборотами, но низкой рентабельностью. В критической ситуации у туроператора не оказалось собственных резервов, чтобы закрыть образовавшуюся финансовую брешь. Это должно служить предупреждением и для других туристических компаний, в том числе и в России.
Крах FTI – уже второе за последние 5 лет крупное банкротство в европейском турбизнесе. В 2019 году со сцены ушел старейший туроператор Thomas Cook cо 178-летней историей.