В страховую компанию «Восхождение» корреспондент HotLine.travel ехала, ожидая самого страшного: накануне вечером офис был опечатан, и все пострадавшие, которые забрали свои документы у оператора, могли приехать к закрытым дверям. Но лед тронулся: «Восхождение» все-таки начала принимать заявления.
На улице около бизнес-центра «Таволга», в котором находится единственное представительство страховой компании «Восхождение», дежурство идет уже со вчерашнего дня: первые пострадавшие потянулись писать заявления на страховую выплату еще 16 июля, когда стало известно о финансовой несостоятельности туроператора «Нева». А днем 17 июля у дверей уже стояла толпа – и пострадавших, и журналистов.
Напомним, 16 июля офис не работал, более того – вечером, как утверждают очевидцы, приехала полиция и опечатала офис. На следующий день сотрудники «Восхождения» появились около полудня, привезли компьютеры и другую необходимую технику. «Сегодня утром пришел УБЭП, потом пришел один сотрудник «Возрождения», все открыли. Сейчас там сидят несколько человек, принимают заявления, но вся эта история выглядит, конечно, очень сомнительно, – рассказал Сергей Стволинский, также пострадавший турист «Невы».
Попасть в сам офис страховой мне не удалось: у турникетов на входе в бизнес-центр дежурил охранник, который не пускал никого, кроме пострадавших, да и тех – порционно. Еще 16 июля пострадавшие сами начали составлять списки очереди, можно было просто записаться, но многие люди все равно толпились в узком коридоре перед турникетами и ругались с охраной.
«Мы купили тур на четверых человек, отдали 2700 евро. Поездка была запланирована на конец сентября, и мы бы очень хотели вернуть свои деньги, чтобы все-таки съездить в отпуск. Наверное, переориентируемся на самостоятельную поездку – получается, что туроператоры, которые берут на себя ответственность за туристов, по факту ее не несут, – поделился пострадавший турист Елисей Ситников. – Конечно, возмущает неорганизованность процесса возврата. Ростуризм участвует, «Турпомощь» участвует, а по факту все равно бардак и балаган. А что будут делать те, кто живет в регионах – Казани, Перми, других городах? Лететь в Москву и тоже стоять в этой очереди?»
По словам туристов, принимают заявления пять сотрудников страховой, процесс идет очень медленно. Но берут документы у всех, причем любые: «Я принесла только копию чека и паспорт – у меня сейчас нет Интернета, я не знала, какой именно пакет документов нужен, принесла, что есть, – рассказала туристка Татьяна Павлова. – Заявление приняли. Мы сдаем ксерокопии – все оригиналы документов остаются у людей на руках, – и сотрудники страховой выдают документ о том, что заявление принято. Кому-то выдают с печатью, кому-то – без».
Получается, что «Восхождение» не соблюдает процедуру приема документов. Это, как минимум, может означать, что туристам придется ехать сюда второй раз. По закону к заявлению на страховую выплату в обязательном порядке прикладывается копия документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении ущерба – кстати, «Нева» не сразу начала такие документы выдавать, но 17 июля туристы уже получали отказы на руки.
Также потерпевшим нужно предоставить страховой копию паспорта и копию договора о реализации туристского продукта, включая все приложения и дополнительные соглашения. В пакет документов для в качестве подтверждения расходов можно включать также счета, квитанции, платежные документы, справки, выданные перевозчиками или отелями.
Людей у «Восхождения» становилось больше с каждым часом. Получат ли они свои деньги - никто не знает. Масштаб выплат не соответствует объему деятельности страховщика: ФИГи «Невы» - около 500 миллионов рублей - втрое больше уставного фонда «Восхождения» и в 9 раз меньше средств, привлеченных страховщиком в 2013 году. Если у СК перестраховщик, на данный момент неясно. Поэтому не исключено, что «Возрождение» закончит свою работу так же, как «Иннагарант», объявившая о своей несостоятельности в 2010 году.