Еще один способ найти и отключить потенциального «кидалу»
У всех на слуху громкие скандалы, связанные с прекращением бизнеса туроператоров. Между тем уход с рынка турагентств – гораздо более распространенное явление. «Ежедневно в России 3–4 розничные компании исчезают с деньгами клиентов», – сказала в одном из интервью директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Выходит, что за месяц это не менее 100 компаний. На розничном рынке в курсе ситуации. Это косвенно подтверждается представителями турагентств через комментарии к последним новостям на сайте TourDom.ru.
Так, гость под ником «Слушал Фесика, дослушался…» вчера ночью написал: «Желаю вам пережить эту смуту. У меня половина соседей не сдюжила, ушла с деньгами туристов...»
Его коллега Михаил просит уточнений: «Это как понимать – «с деньгами туристов»? Т.е. полученные от туристов деньги не перечислили туроператорам, а просто положили себе в карман (как моральную компенсацию, из-за «тяжелых условий труда»), закрыли и свалили?»
Да, именно так все и происходит.
Подобные ЧП при всей своей многочисленности меркнут на общем информационном фоне, да и сами туроператоры обычно не предают их гласности, хотя несут большие потери. Ведь если пострадавший клиент доходит до суда, то иск обычно адресует не агенту, а туроператору и в большинстве случаев выигрывает. Отраслевое законодательство, как известно, возлагает именно на производителя туруслуг ответственность за действия партнеров, независимо даже от того, получена ли от них оплата. Есть, правда, разъяснения пленума Верховного суда, где разграничивается ответственность ТО и ТА. Но суды в такие вещи не вникают и, как правило, встают на сторону потребителя – это наша обычная правоприменительная практика. И негативный информационный шлейф вокруг туристического бизнеса ее только закрепляет.
Что остается туроператорам? Они пытаются оградить себя от агентств, находящихся в группе риска. К примеру, «ТЕЗ Тур» заключает агентский договор исключительно с проверенными розничными партнерами, ничем себя не запятнавшими. Тот же «Пегас», как известно, водит депозиты и требует от владельцев партнерских турфирм личных поручительств. Эта мера встречает очень острую реакцию среди дистрибьюторов, но многие туроператоры ее одобряют, хотя и не решаются последовать примеру «Пегаса». Осложнять отношения с розницей – тоже большой риск в ситуации, когда продажи и так у всех падают. Поэтому каждый по-своему ищет варианты. В последнее время распространяется практика составления черных списков агентств, точнее – списков компаний, к которым стоит относиться предельно осторожно. Редакция располагает данными как минимум от 5 крупных и средних туроператоров, в них содержатся сведения о 229 розничных фирмах. Чаще всего это точки продаж, которые нарушили сроки оплаты. Но есть случаи, когда напротив названия фирмы стоит комментарий: «должник», или «фальшивая платежка» (таких в списке 15), или «имеющие штрафы» (30), или «мошенники» (16) – имеется в виду как раз рассматриваемая нами проблема, когда компания уже обманула туристов. Кстати, в списке мы обнаружили и такую запись: «пишет гадости про нас на Турдоме».
Как выяснилось, в последнее время некоторые продвинутые туроператоры начали отслеживать активность владельцев агентств в соцсетях – анализируют, какой уровень достатка имеют партнеры, какие идеи высказывают. И если они видят, что вызывающий сомнения агент еще к тому же выставляет в соцсетях фотоподтверждения своего люксового уровня жизни, представители туроператора делают вывод о том, что он, возможно, шикует на «обортку» – средства, полученные от туриста.
Дело вычисления агента-«кидалы» трудоемкое, и результат не гарантирован. «Но в нынешней ситуации на рынке все средства самозащиты идут в ход», – сказал в интервью HL один из туроператоров.