В 2011 году рынок может измениться до неузнаваемости
Серия крахов турагентств, а потом еще и скандал вокруг «Капитал Тура» стали своеобразной «точкой кипения» – поправки в туристическое законодательство неизбежны. Некоторые из предложений по регулированию отрасли эксперты называют не иначе как революционными.
Революция № 1. Смело, товарищи, в СРО!
Одна из новаторских идей – сделать членство в СРО обязательным условием работы для всех компаний – и туроператорских, и турагентских. Предполагается, что эта мера отчасти заменит упраздненное лицензирование и отсеет неблагонадежные турфирмы. Ведь участники СРО несут солидарную ответственность, а значит, кровно заинтересованы выработать правила игры и следить за их исполнением. Скептики же полагают, что обойти «входной барьер» будет несложно: «По закону, чтобы создать саморегулируемую организацию, достаточно 25 участников. Появятся формальные объединения, готовые дать «крышу» кому угодно – невзирая на репутацию». Большую надежду возлагают на компенсационные фонды, которые должна формировать каждая СРО. Эти «живые» деньги можно использовать для экстренной помощи туристам за рубежом. Однако неясно, хватит ли средств в случае крупного ЧП. Особенно если фонды «распылены» по множеству СРО. Сторонники обязательного саморегулирования говорят, так можно будет наконец-то обуздать «разгул» скидок клиентам: «Если появится хотя бы десяток пулов крепких ТА, договорившихся о единой политике, они смогут диктовать условия всем остальным», – уверена Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. Но и в этом случае идея воспринимается со скепсисом. «Скорее всего, СРО окажется чьей-то кормушкой и не более», – полагает один из собеседников «ГЛ». Кроме недоверия агентов, есть и объективное препятствие: закон предполагает обязательное страхование финансовой ответственности членов СРО. В СК вроде и готовы предложить подобную услугу турагентам, но пока нет единого мнения, какие риски должны покрываться, чтобы не было дублирования с аналогичными обязательствами ТО. По поводу туроператорских СРО у экспертов тоже есть опасения: как бы они не стали удобным инструментом для сведения счетов с конкурентами. Например, несколько участников могут инициировать исключение неугодного, обвинив его в демпинге, чем «подмочат» имидж соперника у клиентов. Что же дальше? «Идея саморегулирования здравая, но, прежде чем ее внедрять, к обсуждению надо привлечь специалистов из разных отраслей, – считает Эдуард Кузнецов, президент «Мегаполюс турс». Впрочем, Евгений Писаревский, замруководителя Ростуризма, заверил, что тема обсуждается (в Совете Федерации, например) – отнюдь не кулуарно. По прогнозу одного из специалистов, вхожих во властные структуры, обязательное участие в СРО, скорее всего, на ура пройдет через законодателей. Во-первых, потому что вся ответственность перекладывается на сам бизнес, что вполне устраивает власть. Во-вторых, схема достаточно проста в реализации и можно быстро отчитаться перед правительством о «проделанной работе». Что же до отдачи… «Было бы правильнее развивать СРО как добровольный институт. Насилие над рынком не даст ничего».
Революция № 2. Мандат на розницу
Еще одна инициатива состоит в том, чтобы разрешить турагентам продавать путевки только от имени и по поручению туроператора. Теоретически это поможет предотвратить случаи откровенного «кидалова» туристов. По Закону «О защите прав потребителей» претензии будут предъявляться не к турагентствам, как сейчас, а к туроператорам. Как следствие – поставщики постараются кому попало мандат не давать. И будут развивать аффилированную розницу. Даже от хорошо зарекомендовавших себя независимых агентств туроператоры могут потребовать дополнительных гарантий надежности и лояльности. Например, введут депозиты, которые надо пополнять по мере реализации туров. Либо же ТА обяжут переводить поставщику полную стоимость каждой путевки и только потом ему будет выплачиваться комиссия. В общем, на рынке начнется грандиозная переделка документооборота и чистка рядов. И, возможно, с массовыми «расстрелами». Число ТА резко сократится. Или как минимум уменьшится ротация. «Вряд ли ТО рискнут сотрудничать с новичками», – добавляет Любовь Пыкова, директор ТА «Краски мира».
Революция № 3. Белые в городе!
Драматические изменения могут произойти и в туроператорском сообществе. Со стороны российских олигархов, инвестирующих в туризм, как и крупных иностранных туроператоров, вышедших на наш рынок, уже звучат голоса о необходимости «обеления» отрасли. А момент сейчас, когда готовятся поправки в законодательство, как никогда благоприятный. Один из вариантов – кардинально поменять систему фингарантий, перейдя к страхованию ответственности по каждому договору. Тогда страховые компании получат реальную информацию по всем сделкам, которая будет доступна и налоговым органам. Кстати, схема предлагалась РСТ и ВСС (Всероссийским союзом страховщиков) еще в 2007 году. Тогда ее «замяли», но не факт, что и сейчас не проведут в законодательство, ведь лоббистский ресурс у заинтересованных игроков мощный. Впрочем, уже упомянутый эксперт из туристической власти уверен, что провести через Думу «перекроенный» вариант закона не получится: «Думаю, увеличат верхнюю границу ответственности и успокоятся, – прогнозирует наш собеседник. – Обходные варианты для туроператоров хорошо известны – например, разделение бизнеса на несколько юрлиц. А при очередном крахе крупного ТО, когда денег вновь не хватит всем пострадавшим, будет повод опять менять закон».