Имел ли Ростуризм правовые основания для исключения туроператора из федерального реестра?
Итак, Ростуризм рубанул сплеча – исключил из федерального реестра туроператоров три юрлица, работавших под брендом «Натали Турс». Сделал это прямо 3 сентября, как только получил, согласно закону, соответствующие полномочия. Не стал тратить время на предварительные проверки и вообще какие-либо административные формальности. Имеются ли достаточные юридические основания для таких действий? Для обывателя вопрос звучит странно: тысячи пострадавших требуют сатисфакции. Но с юридической точки зрения всё не так однозначно.
Чем ответит «Натали Турс»?
Слово и дело
Свою позицию относительно проблемного туроператора глава Ростуризма Олег Сафонов недвусмысленно высказал еще 23 августа: «Мы считаем, что компании, входящие в группу «Натали Турс», намеренно затягивают решение вопроса с выплатой возмещений туристам, чьи туры были аннулированы, – заявил Олег Сафонов. – Очевидно, что юристы этих компаний целенаправленно используют лазейки в законодательстве».
Участники рынка недоумевали, что стоит за этой жесткой риторикой. Желание прослыть защитником пострадавших? Или же действительное намерение добиться скорейшей выплаты компенсаций клиентам «Натали Турс»?
Выплаты по фингарантиям и «вскрытие» фонда персональной ответственности туроператора, как известно, возможны только после его исключения из федерального реестра. Но наблюдатели склонялись к тому, что Ростуризм на это не пойдет. Да, поправка в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», вступившая в силу 3 сентября, дает отраслевому ведомству такие полномочия. Однако механизм их применения отсутствует, а сама формулировка закона весьма расплывчата. Она гласит, что Ростуризм может пойти на крайнюю меру, если получает информацию «о невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации турпродукта».
Какими юридическими фактами это подтверждается в случае с «Натали Турс»? Проводились ли предварительные проверки? Не проводились. Какими же основаниями руководствовался Ростуризм?
С этим вопросом мы обратились к Изо Арахамия, начальнику правового департамента Федерального агентства по туризму.
«Надо дать людям шанс»
Как выяснилось, 20 августа на совещании в Ростуризме в присутствии представителей других органов федеральной власти была достигнута договоренность с владельцами «Натали Турс» о том, что до 1 сентября они предоставят план вывода компании из кризиса и сообщат о возможности привлечения инвесторов. «Этого не было сделано. Никакой информации – даже предварительной – они с тех пор не предоставили и на наши дополнительные запросы не отвечали, – сказала Изо Арахамия в интервью HotLine.travel. – Нам известно, что огромное количество запросов от потребителей в адрес руководства «Натали Турс» остается без ответа. Факт аннуляции всех туров компании – налицо, информацию об этом туроператор обнародовал еще 4 июля. С тех пор он никак не доказал свою работоспособность. Мы решили, что надо дать пострадавшим туристам шанс хотя бы частично компенсировать потери, – есть фингарантии, есть фонд персональной ответственности «Натали». Надо задействовать эти инструменты».
По мнению юристов, руководители «Натали Турс» вполне могут оспорить это решение Ростуризма в арбитражном суде. От своих обязательств перед потребителями они не отказывались, предложили им регламент возмещения средств по несостоявшимся турам. И теперь они вполне могут заявить, что «приговор», подписанный Ростуризмом, как раз и помешал им рассчитаться с пострадавшими.
Но конфронтация с властями не входит в планы Владимира Воробьёва. В беседе с корреспондентом HotLine.travel он сказал, что не намерен оспаривать решение об исключении юрлиц «Натали Турс» из федерального реестра.
Очень разумно, комментируют наблюдатели. Ведь если Ростуризму придется защищаться и доказывать правомерность своего решения в суде, то дело может принять еще более неприятный для Воробьёвых оборот. Например, возникнет вопрос, насколько корректно они отражали в отчетности данные о количестве отправленных туристов и общей цене турпродукта за 2017 год, – на основании чего рассчитывались суммы фингарантий и отчислений в фонды «Турпомощи».
Не буди лихо
«На совещании 20 августа я спросила Владимира Воробьёва, почему за три летних месяца 2018 года «Натали» продала туров больше, чем за весь прошлый год, если верить официальной информации, – сказала Изо Арахамия. – Он ответил, что в 2017 году продажи были низкими – по разным причинам, в том числе из-за суда с «Трансаэро», а лето-2018 начиналось хорошо, турпоток значительно вырос».
Изо Арахамия не делает выводов о том, насколько правдоподобны такие утверждения. Но отмечает, что если встанет вопрос о достоверности данных в отчетности «Натали Турс», то разбираться будет уже не Ростуризм. А другие компетентные органы.
Что дальше?
Теперь главный вопрос – сколько денег получат пострадавшие клиенты. Цифру в 4 000 рублей, фигурировавшую в прессе, эксперты называют некорректной. Не все туристы воспользуются своим правом обращения в страховую, и, возможно, не у всех есть полный пакет документов, необходимый для получения компенсаций. Так что делать прогнозы преждевременно. СК «Ингосстрах», застраховавшая ответственность ООО «Панорама Тур» и других юрлиц туроператора, обещает в течение 30 дней сформировать реестр требований. Тогда и станет известна пропорция выплат туристам.