Главные вехи в истории авиакомпании
15-летняя история «ВИМ-Авиа» полна взлетов и в прямом, и в переносном смысле. Однако немало было и кризисных ситуаций. Несколько раз компания оказывалась под угрозой банкротства, получала многомиллионные иски от кредиторов, зарабатывала красные карточки от Росавиации. При этом ей всегда удавалось оставаться на плаву, продолжать успешный контрактинг, растить флот и маршрутную сеть. Невероятно, но факт.
2002
История «ВИМ-Авиа» началась в 2002 г. с четырех Ил-62 и Ан-12. Компания выполняла чартерные и грузовые рейсы на азиатском направлении – во Вьетнам, Китай и Таиланд. Первые два года «ВИМ-Авиа» не поднималась выше 40-го места в рейтинге отечественных авиаперевозчиков по пассажирообороту.
2004
В 2004 г. владелец «ВИМ-Авиа» Виктор Меркулов продал компанию нынешнему хозяину Рашиду Мурсекаеву. С этого момента началась новая веха в становлении «ВИМ-Авиа». Мурсекаев решил полностью сменить авиапарк, купив 12 узкофюзюляжных Boeing 757-200. Сделка оценивалась в 162 млн долларов. Сам факт покупки «иномарок» стал революцией на рынке. До этого только «Аэрофлот» и «Трансаэро» могли себе позволить покупку иностранных судов, пользуясь правом беспошлинного ввоза зарубежных машин. Мурсекаев сумел убедить кредиторов и взять борта в лизинг у отечественных банков с последующим правом полного выкупа. Компания сделала ставку на чартеры. К 2005 г. перевозчик взлетел на 6-е место, обойдя на тот момент лидера чартерных перевозок «Трансаэро». На протяжении последующих лет компания не будет покидать десятку крупнейших.
фото: www.events.ato.ru 2015
2006
Закуплены и введены в эксплуатацию еще четыре воздушных судна Boeing 757-200. «ВИМ-Авиа» становится крупнейшим эксплуатантом самолетов этого типа в Восточной Европе. При этом «ВИМ-Авиа» накопила почти 7 млрд рублей долгов кредиторам. В прессе муссировалась информация о том, что Мурсекаев хочет продать компанию. Предприниматель это опровергал. На рынке говорили, что сделка по продаже не состоялась из-за завышенной стоимости актива.
В этом же году ООН приняла положительное решение о внесении «ВИМ-Авиа» в собственный список авиаперевозчиков, и с тех пор авиакомпания регулярно принимает активное участие в торгах по выполнению программ ООН. По оценкам экспертов, этот контракт стал настоящей палочкой-выручалочкой для бизнеса Мурсекаева. На бортах «ВИМ-Авиа» перевозится миротворческий контингент ООН из Намибии, Конго, ЮАР, Уганды, Кении, Иордании и многих других стран.
2007
Росавиация впервые официально обвинила «ВИМ-Авиа» в систематических задержках чартерных рейсов. В качестве основной причины сбоев называют логистические проблемы – чрезмерно плотную эксплуатацию парка при отсутствии запасных бортов. В качестве наказания за нарушение полетного графика ведомство ограничило количество чартерных рейсов перевозчика на зимний сезон 2007/2008 годов на 15–25 %.
2008
На волне финансового кризиса 2008 г. объем перевозки «ВИМ-Авиа» упал на 25 %. В Московском арбитражном суде было зарегистрировано 88 исков к авиакомпании на общую сумму 812 млн рублей. Половина этих исков были инициированы БТА Банком, кредитовавшим авиакомпанию. Авиакомпания смогла договориться с кредитором в досудебном формате.
2009
В Московский арбитражный суд было подано пять исков от авиакомпании «Тулпар», специализирующейся на бизнес-перевозках. Владельцем «Тулпара» является «Волжско-Камское судоходное общество» (ВКСО) – один из кредиторов «ВИМ-Авиа». Осенью 2009 г. Росавиация назвала перевозчика в числе тех, кто в группе риска из-за сложного финансового состояния. В прессе начали говорить о скором банкротстве крупнейшего чартерного авиаперевозчика страны.
2010
Компания смогла в досудебном порядке решить споры с ВКСО, и иски к «ВИМ-Авиа» были отозваны. Авиакомпания начинает активный выход на рынок регулярного авиасообщения. В её маршрутной сети уже 17 таких направлений.
2011
Существенно возрастает пассажиропоток авиакомпании – на 22,7 % больше, чем за аналогичный период 2010 г.; количество выполненных рейсов увеличилось на 29,8 %. Объем перевозок «ВИМ-Авиа» по контрактам ООН увеличился на 77 %, что позволило ей занять лидирующее положение среди всех пассажирских авиакомпаний, аккредитованных при ООН. Одновременно с этим авиакомпания стала снова ассоциироваться с постоянными задержками.
2012
После кризиса 2008 г. «ВИМ-Авиа» сокращает объем чартерной перевозки. К 2012 г. доля чартерных рейсов составляет чуть более 20 %, а количество регулярных направлений переваливает за три десятка. Однако расширение маршрутной сети при постоянной нехватке воздушных судов сделало «ВИМ-Авиа» главным героем в рейтинге авиакомпаний, систематически задерживающих свои рейсы.
2013
Количество рейсов, выполненных «ВИМ-Авиа» с задержкой, в среднем по году составило 20,9 %. В отдельные месяцы этот показатель достигал более 30 %. Это беспрецедентные цифры, учитывая, что для Росавиации критическим порогом считается 10 %.
2014
Кризис на туристическом рынке заставил «ВИМ-Авиа» стремительно сворачивать чартерные программы. В 2014 г. их доля составила всего 10 % – чуть более 200 тыс. пассажиров. При этом пассажиропоток на регулярных направлениях вырос до 1,4 млн человек.
2015
В январе банк ВТБ выдвинул требование о банкротстве «ВИМ-Авиа». Причиной стала задолженность по кредитной линии, размер которой составлял 1,8 млн долларов. А в марте в Арбитражный суд Москвы был подан иск Сбербанком, в котором он также потребовал признать авиакомпанию «ВИМ-Авиа» банкротом. Поводом к обращению в суд стала накопленная перевозчиком задолженность в размере более 4,44 млрд рублей. Сбербанк потребовал арестовать имущество авиакомпании. В частности, в залоге у него на тот момент находилось семь узкофюзеляжных самолетов Boeing 757-200. Суд, однако, счел эту просьбу необоснованной. А дело о банкротстве было прекращено по согласованию сторон.
2016
Летом прошлого года Росавиация предупредила гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева о недопустимости длительных задержек рейсов и пригрозила запретом на чартерную перевозку. Однако авиакомпания не смогла избежать веерных задержек в июле. Суммарно перевозчик задержал без малого 35 % своих рейсов. Авиакомпания объяснила коллапс тем, что лизингодатель не смог вовремя предоставить судно, с учетом которого компания и отпускала билеты. В результате сбоя «ВИМ-Авиа» допустила многочасовые задержки на более 10 регулярных рейсов. В профессиональной туристической среде в адрес «ВИМ-Авиа» стали звучать резкие высказывания относительно планирования и организации рейсов. Самым радикальным стало решение компании «Библио Глобус» – в середине сезона туроператор объявил о смене чартерного партнера и перевел 130 рейсов с «ВИМ-Авиа» на авиакомпанию «Россия».
Осенью этого же года случился еще один скандал: перевозчик накопил долг по зарплате в размере 260 млн рублей. Погасить конфликт с персоналом удалось только после вмешательства Генпрокуратуры. Гендиректор «ВИМ-Авиа» был оштрафован.
2017
Несмотря на плохой информационный фон, на старте туристического сезона «ВИМ-Авиа» сформировала новый пул заказчиков, заинтересовав туроператоров кричаще низкими ценами. Кроме того, в качестве аргументов задействованы личные гарантии Рашида Мурсекаева. Наблюдатели уже тогда сомневались в том, что перевозчик сделал правильные выводы из ошибок предыдущих сезонов и сможет обойтись без сбоев.
К сожалению, так и вышло. 1 июня «ВИМ-Авиа» объявила о сокращении чартерной программы. Накануне из-за позднего прибытия трех самолетов с планового обслуживания компания допустила веерные задержки на ряде направлений, что и стало причиной радикального решения. Туроператорам, узнавшим об этом в последний момент, пришлось срочно пересаживать туристов на рейсы других авиакомпаний.
Новый коллапс, несомненно, нанес огромный финансовый и репутационный урон как «ВИМ-Авиа», так и туристическому бизнесу. Чем закончится скандал и каким будет следующая веха на жизненном пути перевозчика? Ответ прояснится в самое ближайшее время, но уже точно можно сказать, что это зависит от того, насколько пострадают интересы государства. Подробнее – в статье «ВИМ-Авиа»: привет из 90-х».