logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 21 октября 2015

«Трансаэро»: сбежавшая невеста?

Почему авиакомпания пытается уйти из рук «Аэрофлота» к «Сибири»

Почему авиакомпания пытается уйти из рук «Аэрофлота» к «Сибири»

Вечер 20 октября перестал быть томным для всех, кто следил за развитием событий, связанных с грядущим банкротством «Трансаэро», или же волею судьбы оказался вовлеченным в процесс сворачивания деятельности этого перевозчика.

Никакого информационного слива, никаких слухов – новость о том, что совладелец «Сибири» (S7) Вячеслав Филев станет обладателем контрольного пакета акций «Трансаэро», прозвучала как гром среди темного неба – сведения о свершившемся факте договоренностей между новым и бывшим собственниками появились по окончании рабочего дня. Можно только догадываться, чем обусловлена такая секретность. Видимо, ставки оказались очень высоки – борьба велась с влиятельным лобби «Аэрофлота», проигрыш ему обошелся бы слишком дорого.

«Трансаэро»: сбежавшая невеста?

Зачем Филевым «Трансаэро»

Вопрос, которым задаются наблюдатели, анализируя произошедшее, – почему именно «Сибирь» выступила новым покупателем «Трансаэро»? Супругам Филевым, основным собственникам этой авиакомпании, на протяжении последнего времени удавалось сохранять нейтралитет, заслужить уважение и в правительстве, и в «Аэрофлоте». Более того, после раскрутки скандала с «Трансаэро» именно S7 ставили в пример чете Плешаковых – мол, тоже ведь частники, а бизнес умеют вести, государственных инвестиций не просят, не залезают в долговую яму. Как и почему политкорректные Филевы решились поучаствовать в игре против «Аэрофлота», которую последний расценит не иначе как предательство?

«Трансаэро»: сбежавшая невеста?

Супруги Филевы пришли в авиационный бизнес в конце 90-х случайно. По неофициальной версии, чиновники администрации Новосибирской области попросили инвесткомпанию супругов объединить свободные акции авиакомпании «Сибирь», находившейся тогда в предбанкротном состоянии.

Видимо пул кредиторов «Трансаэро» предложил им условия, от которых невозможно отказаться: в результате слияния с перевозчиком № 2 «Сибирь» может получить колоссальный авиационный ресурс и влияние. К тому же банкиры, которые инвестировали в «Трансаэро» и заинтересованы в ее сохранении, после действий, предпринятых «Сбербанком» и «Альфа- Банком», объявленных 19 октября, поняли – времени для проволочек больше нет, если банкротство компании Плешаковых состоится, вложенные деньги превратятся в прах. Наверняка это сподвигло их выработать самые щадящие условия реструктуризации долгов проблемной авиакомпании. Плюс к тому, поддержка правительства на самом высоком уровне. Все эти факторы в совокупности повлияли на решение Вячеслава Филева.

Еще одно обстоятельство, которое приходится учитывать – поведение «Аэрофлота». Не дождавшись даже ликвидации своего бывшего конкурента или начала официальной процедуры банкротства, топ-менеджмент госкорпорации стал показывать себя как жесткий монополист. В частности, генеральный директор компании безапелляционно заявил о притязаниях на 57 из 92-х маршрутов «Трансаэро». А ведь «Сибирь» тогда тоже обратилась в​ межведомственную комиссию при Министерстве транспорта с просьбой предоставить ей 24 международных направления, но понимала, что шансы невелики. Вот как 13 октября прокомментировала свой запрос председатель совета директоров группы Наталия Филева (цитата Интерфакса): «Мы хотим, чтобы был честный рынок. Если все достанется «Аэрофлоту», это может отразиться на тарифах и в конечном итоге на пассажирах. Я знаю, что в правительстве не хотят отдавать все «Аэрофлоту», считают, что надо как-то по справедливости». 

«Трансаэро»: сбежавшая невеста?

Александр Плешаков в 1986 году закончил МАИ, а через два года – аспирантуру. В 1990 году основал первую в СССР частную авиационную компанию «Трансаэро». Ольга Александровна Плешакова также окончила МАИ, пришла работать в «Трансаэро» в 1992 году. С мая 2001 года она занимала пост гендиректора авиаперевозчика.

Вопрос жизни

Самую большую роль в организации сделки сыграли сами Плешаковы. Все уверены, будто они отсиживаются то ли на Кипре, то ли во Франции, а они непрестанно трудятся над тем, чтобы не оказаться в роли жертв. Над ними реально сгущаются тучи. 16 октября о возможности уголовного преследования владельцев «Трансаэро» заговорили в открытую центральные СМИ. Это произошло после заявления депутата Государственной Думы Дмитрия Ушакова, который направил в Следственный комитет России запрос, где предлагается проверить деятельность «Трансаэро» на предмет мошенничества. В том, что с бывшими конкурентами «Аэрофлот» расправится безжалостно, никто и не сомневался. Показательно отношение топ-менеджмента, поставленного управлять «Трансаэро», к туристической дочке авиакомпании – «Трансаэро Тур». Ей с 10 октября и до сих пор просто не выписывают билеты – без объяснения причин, без разговоров. Компания вынуждена ежедневно возвращать деньги как минимум пятидесяти туристам, перед которыми она не может выполнить свои обязательства.

Стоит ли приводить пример с «Библио Глобусом», которому отказали в предоставлении оплаченной перевозки в гораздо больших объемах, попытавшись заодно обвинить в заговоре с перевозчиком. Какие потери понесла компания – невозможно посчитать, ее продажи на прошлой неделе практически остановились, а возврату подлежит сумма в 300 млн рублей.

Конечно, вряд ли трудные судьбы туроператоров как-то влияют на решение высших инстанций по поводу проблемного перевозчика. Скорее всего, главным аргументом в пользу сделки S7 & «Трансаэро» стало очевидное ограничение конкуренции, грозившее транспортному рынку в случае, если авиакомпания № 2 просто канет в небытие, а ее наследство – перспективные маршруты, парк – достанется главным образом «Аэрофлоту».

Свою лепту, безусловно, внесли многочисленные открытые письма к президенту, обращения деятелей культуры, обратная связь от недовольных ростом тарифов пассажиров, среди которых, вполне возможно, могли оказаться высокопоставленные сотрудники правительства и администрации президента. Ох, как поторопился «Аэрофлот» – не дотерпел до момента, когда точка невозврата будет пройдена…

Наутро после сделки

Впрочем, что получат собственники S7 в результате приобретения контрольного пакета «Трансаэро», – это еще вопрос. Наутро после оглашения сделки стало известно, что Росавиация 26 октября аннулирует сертификат эксплуатанта проблемного перевозчика. В то же время Арбитражный суд Санкт-Петербурга принял к производству заявления Сбербанка и «Альфа-Банка» о признании авиакомпании «Трансаэро» банкротом. 

Наталия Филева уже сделала заявление для прессы: S7 покупает активы «Трансаэро», несмотря на предстоящую аннуляцию сертификата. А Вячеслав Филев накануне говорил: новые собственники приложат все усилия, чтобы спасти перевозчика от банкротства. Так что будем ждать развития сюжета.

  • Авиаперевозка и транспорт
Автор Редакция
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Споттинг в Шереметьево: взлеты, посадки и хлеб-соль для Saudia
Споттинг в Шереметьево: взлеты, посадки и хлеб-соль для Saudia

Авиаперевозка и транспорт

18/10/2025
Шереметьево для сна и отдыха
Шереметьево для сна и отдыха

Авиаперевозка и транспорт

25/08/2025
iFly в «мокром» лизинге: что будет с авиакомпанией?
iFly в «мокром» лизинге: что будет с авиакомпанией?

Авиаперевозка и транспорт

18/02/2025
Чем могут обернуться рекомендации EASA воздержаться от полетов над европейской частью России
Чем могут обернуться рекомендации EASA воздержаться от полетов над европейской частью России

Авиаперевозка и транспорт

10/01/2025
Авиакомпания AlMasria вновь везет туристов в Египет: в чем причина сбоя
Авиакомпания AlMasria вновь везет туристов в Египет: в чем причина сбоя

Авиаперевозка и транспорт

24/12/2024
 Россиянам обещают полеты на сверхзвуковых самолетах: реальность или фантазии?
Россиянам обещают полеты на сверхзвуковых самолетах: реальность или фантазии?

Авиаперевозка и транспорт

08/11/2024
«Рассвет» вместо Red Wings: как перемены в отечественной авиакомпании отразятся на туристических чартерах?
«Рассвет» вместо Red Wings: как перемены в отечественной авиакомпании отразятся на туристических чартерах?

Авиаперевозка и транспорт

24/07/2024
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию

Авиаперевозка и транспорт

23/04/2024
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение