Туроператорам придется делать выбор?
В последние дни осени резко обострилась давняя борьба за хлебные туристические маршруты между «Трансаэро» и «Аэрофлотом». На этот раз точкой пересечения интересов стала Италия. Росавиация неожиданно отозвала ранее выданные авиакомпании Плешаковых допуски на новогодние чартеры в Рим, Милан и Венецию, куда нацперевозчик имеет назначения. Развернулась информационная битва – за два дня авиакомпании выпустили пять пресс-релизов для СМИ, где каждая разъясняла свою позицию. Еще по одному опубликовали Росавиация и туроператор «Трансаэро Турс центр», чьи интересы затронул конфликт.
На момент сдачи этой статьи оставалось неясным, чем закончится противостояние по Италии, однако эксперты «ГЛ» высказали свои предположения о вероятных «горячих точках», на которые уже в ближайшей перспективе может распространиться противоборство. Среди таковых чаще всего называют горнолыжные аэропорты Австрии и Швейцарии, французский Лион, Тель-Авив. Что касается летних маршрутов, прогнозируют новый виток схватки за Болгарию, Кипр, Тунис.
Туроператоры опасаются в очередной раз стать заложниками разборки «Трансаэро» и «Аэрофлота». Ситуация усугубляется тем, что нацперевозчик, который прежде сквозь пальцы смотрел на сотрудничество некоторых своих партнеров с «Трансаэро», стал вдруг требовать «верности». «Об этом можно судить по недавнему «показательному» отлучению «Южного Креста» от рейсов под предлогом финансовых разногласий, – говорит на условиях анонимности руководитель одного из крупных ТО. – Теперь каждому придется определиться, с кем ты – с «Аэрофлотом» или с «Трансаэро». Выбор непростой. У первого мощнее административный ресурс, второй на примере рейсов в Ларнаку доказал умение отстаивать право на маршруты в суде».
Впрочем, есть и обнадеживающая новость. 8 декабря глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сообщил, что Минтранс согласился с позицией ФАС: на каждом международном маршруте должны работать не менее двух российских авиакомпаний. Теперь - дело за изменением нормативных документов.
Поздно вечером, 27 декабря "Трансаэро" распространила пресс-релиз о том, что в конфликт авиаперевозчика с "Аэрофлотом" по поводу новогодних рейсов в Италию вмешалась Генпрокуратура.
ФАС в помощь?
Федеральная антимонопольная служба, ещё 2 декабря вмешавшаяся в конфликт по поводу новогодних рейсов в Италию между «Аэрофлотом» и «Трансаэро (которого нацперевозчик не пускает на маршрут), перешла к решительным действиям. Так и не получив ответа от Росавиации на свой запрос, 26 декабря ФАС сообщила о возбуждении против авиаведомства дела о нарушении антимонопольного законодательства. Осведомленные эксперты полагают, что активизация ФАС произошла с подачи «Трансаэро».
Помогут ли антимонопольщики встать на итальянские маршруты авиакомпании Плешаковых? Успеет ли сработать этот «административный ресурс», ведь до новогодних дат, на которые запланированы чартерные рейсы, остаются считанные дни? Ваши версии!
5 декабря
Итальянские рейсы «Трансаэро по-прежнему под вопросом…
…а АТОР успела удивить
9 декабря Росавиация опубликовала итоги ноябрьской комиссии по допускам. На итальянском направлении авиакомпания Плешаковых не значится ни в списке допущенных, ни в перечне отказников. В тот же день авиавласти Италии согласились с тем, чтобы чартерные полеты из Москвы в Рим и Милан выполнял еще один российский перевозчик. Это следует из письма Минтранса, направленного в Росавиацию. «Аэрофлот» упорствует, и заявляет о готовности увеличить собственные частоты, чтобы «несостоявшиеся» пассажиры «Трансаэро» не пострадали. Формально Росавиация ещё может воспользоваться 128 приказом Минтранса, и пустить-таки на маршруты конкурента нацперевозчика даже вопреки противодействию последнего. Если захочет…
Тем временем, в конфликт «Трансаэро» и «Аэрофлота» вмешался еще один участник – АТОР. На чьей стороне Ассоциация, для участников рынка осталось загадкой… Её информационные сообщения по теме, опубликованные с интервалом всего в один день, весьма противоречивы.