logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 30 сентября 2015

Судьба «Трансаэро»: план Б (банкротство)

Допустит ли власть остановку полетов авиакомпании?

Допустит ли власть остановку полетов авиакомпании?

Заявления о возможности банкротства «Трансаэро», сделанные вчера министром транспорта Максимом Соколовым и сегодня первым вице-премьером Игорем Шуваловым, создают беспрецедентный фактор стресса на туристическом рынке. Насколько вероятен этот пессимистический сценарий, подразумевающий остановку полетов авиакомпании? Чем он грозит операторам-блочникам, их агентам, клиентам? И что в данном случае можно предпринять?

Судьба «Трансаэро»: план Б (банкротство)

Судьба «Трансаэро» будет в очередной раз решаться на самом высоком уровне – по данным из неофициальных источников, это должно произойти 1 октября на совещании у Игоря Шувалова. Предстоит искать выход из клинча, в результате которого «Аэрофлот» не получил в установленный срок – до 28 сентября – 75% и 1 акцию «Трансаэро».

По мнению экспертов, заблокировали процесс передачи активов банки-кредиторы, у которых в залоге 25% акций, и прежде всего – «Внешторгбанк». Причина – стремление получить господдержку, чтобы компенсировать неизбежные убытки по кредитам «Трансаэро». Воспротивились также отдельные акционеры, отказавшись отдавать свои доли бесплатно. В результате вовремя собрать тот самый пакет - 75% и 1 акцию - не удалось.

Многие наблюдатели расценили заявление чиновников о возможности банкротства авиакомпании, как ответный сигнал банкирам: попытка затормозить сделку способна привести к худшему варианту развития событий, при котором все кредиторы выстроятся в длинную очередь за тем, что удастся выручить после продажи активов «Трансаэро». На одних только ожиданиях банкротства, после заявления Шувалова, акции перевозчика сегодня обрушились на 18%. Остановка полетов – худший вариант и для кредиторов, и для акционеров, которые зачастую едины в двух лицах. Так, председатель совета директоров и совладелец «Внуково» Виталий Ванцев, которому принадлежит 4,5% акций авиакомпании, сообщил на этой неделе, что она должна аэропорту 1,5 млрд руб. (напомним, что совокупные долги «Трансаэро» оцениваются в 250 млрд руб.).

В принципе, радикальные заявления министра транспорта и вице-премьера – также могут быть знаком совету директоров «Трансаэро»: надо содействовать в скорейшем юридическом оформлении сделки. Пока же эмиссары «Аэрофлота» сталкиваются со сложностями даже в получении оперативной информации о деятельности и контрактинге поглощаемого предприятия. Об этом можно судить по косвенным признакам: «Аэрофлот» запрашивал договоры на блочную перевозку с «Трансаэро» у ее партнеров из туроператорской среды – очевидно, не получив их в самой авиакомпании.

Вообще, для «Аэрофлота» вопиющий факт неисполнения обязательств по передаче активов «Трансаэро» в установленный срок – вполне законный повод выйти из сделки. Но пока он продолжает следовать политической воле, четко выраженной в начале сентября самим же вице-премьером Игорем Шуваловым: «Чтобы все обязательства перед пассажирами и сотрудниками авиакомпании были выполнены, и никаких социальных потрясений не произошло». И мы наблюдаем аттракцион невиданной щедрости: группа «Аэрофлот», которая де-юре в «Трансаэро» ничем не владеет, уже в течение месяца оплачивает операционную деятельность авиакомпании.

Трудно себе представить, чтобы после таких заявлений и жертв государство реализовало сценарий резкой остановки деятельности, сопряженной с необходимостью эвакуации десятков тысяч пассажиров. Тем не менее, туристическая власть рекомендует туроператорам быть готовыми ко всему. 30 сентября на сайте «Турпомощи» появилось обращение к участникам рынка, где, в частности, сказано: «В связи с реорганизацией работы авиакомпании «Трансаэро» Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ» и Ростуризм еще раз обращают ваше внимание на необходимость четкого соблюдения Постановления Правительства РФ от 22.09.2014 г. N 967 «О внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» в части обязательной выдачи туристу до начала путешествия билета «туда-обратно» с указанием сведений о пассажире».

Если перевести с административного на общечеловеческий, то смысл такой: для собственного спокойствия необходимо сразу выписывать билеты на рейсы «Трансаэро» по всем оплаченным заявкам. По мнению руководителей Ростуризма, в случае банкротства авиакомпании государство обеспечит выполнение обязательств перед «обилеченными» туристами. А вот что будет с депозитами, которые внесены туроператорами за перевозку на будущие периоды?

Этот вопрос обсуждался 29 сентября на совещании Ростуризма и Росавиации. Руководитель Ростуризма Олег Сафонов сформулировал позицию отрасли: «Считаем абсолютно необходимым выполнение всех полетных программ авиакомпании «Трансаэро», предоплаченных российскими туроператорами, которые являются кредиторами авиакомпании. Иначе, это приведет к ситуации, когда десятки тысяч российских туристов не смогут вылететь на оплаченный отдых и вернуться обратно в места вылета». Также Олег Сафонов подчеркнул: «Ситуация, сложившаяся на туристическом рынке, кардинально отличается от прошлогодней, когда тысячи российских туристов пострадали из-за финансовой несостоятельности некоторых туроператоров».

Кардинальное отличие не только в том, что фонд «Турпомощи» сейчас в два раза меньше, чем год назад, и вывозить туристов всем миром не получится. Есть еще одно важное обстоятельство: попытки возложить моральную ответственность за ЧП на туристический бизнес окажутся несостоятельны. Как отметил Олег Сафонов, мы имеем дело с уникальным случаем, когда не туроператоры должны перевозчику, а перевозчик – туроператорам. И если в итоге пострадают туристы, то это станет подрывом престижа для «Аэрофлота» и для государства, которые поручились, что интересы потребителя будут соблюдены.

Тем не менее, среди осведомленных наблюдателей есть скептики, которые утверждают: попытка удержать на крыле "Трансаэро" так дорого обходится, что престиж никого теперь не волнует, на всех уровнях власти уже согласован самый негативный вариант развития событий - банкротство, остановка полетов, организация вывозных рейсов для тех пассажиров, которые были ранее доставлены "Трансаэро" за границу и в различные пункты РФ. Прямым клиентам, не успевшим воспользоваться забронированной и оплаченной перевозкой на полгода вперед, по этой версии, будет предложено предъявлять требования к авиакомпании в порядке общей очереди согласно процедуре банкротства. Людям, купившим билеты в составе турпакетов, - обращаться к туроператорам, а те уже будут потом направлять регрессные иски предполагаемому банкроту.

Если прогнозы скептиков оправдаются, то отрасль испытает потрясение, не имевшее прецедентов, на фоне которого померкнут даже прошлогодние серийные скандалы. И 2 октября мы проснемся уже в принципиально ином рыночном климате.

Итак, ждем итогов завтрашнего совещания у председателя правительства.

  • Авиаперевозка и транспорт
Автор Редакция
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Споттинг в Шереметьево: взлеты, посадки и хлеб-соль для Saudia
Споттинг в Шереметьево: взлеты, посадки и хлеб-соль для Saudia

Авиаперевозка и транспорт

18/10/2025
Шереметьево для сна и отдыха
Шереметьево для сна и отдыха

Авиаперевозка и транспорт

25/08/2025
iFly в «мокром» лизинге: что будет с авиакомпанией?
iFly в «мокром» лизинге: что будет с авиакомпанией?

Авиаперевозка и транспорт

18/02/2025
Чем могут обернуться рекомендации EASA воздержаться от полетов над европейской частью России
Чем могут обернуться рекомендации EASA воздержаться от полетов над европейской частью России

Авиаперевозка и транспорт

10/01/2025
Авиакомпания AlMasria вновь везет туристов в Египет: в чем причина сбоя
Авиакомпания AlMasria вновь везет туристов в Египет: в чем причина сбоя

Авиаперевозка и транспорт

24/12/2024
 Россиянам обещают полеты на сверхзвуковых самолетах: реальность или фантазии?
Россиянам обещают полеты на сверхзвуковых самолетах: реальность или фантазии?

Авиаперевозка и транспорт

08/11/2024
«Рассвет» вместо Red Wings: как перемены в отечественной авиакомпании отразятся на туристических чартерах?
«Рассвет» вместо Red Wings: как перемены в отечественной авиакомпании отразятся на туристических чартерах?

Авиаперевозка и транспорт

24/07/2024
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию

Авиаперевозка и транспорт

23/04/2024
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение