Мнение бывшего топ-менеджера АО «Компания “Сухой”»
Государство поставило задачу возрождения отечественного авиапрома. Реально ли наладить производство российских самолетов, тех самых «илов» и «тушек», которые были вытеснены импортной техникой? Редакция обратилась к одному из бывших топ-менеджеров АО «Компания “Сухой”», который дал собственную оценку ситуации на условиях анонимности. Приводим ключевые цитаты.
– Я считаю, что восстановить производство отечественной техники можно, более того, сделать это необходимо. Но надо четко понимать, что задача крайне сложная.
В стране нет квалифицированных кадров для производства. Работая «Сухом», я летал в Комсомольск-на-Амуре, изучал ситуацию на авиационном заводе. Там остались инженеры, реальные специалисты, светлые головы. Но нет рабочих. Давно уже уничтожены профтехучилища, которые готовили профильные кадры в Советском Союзе. И само слово «рабочий» за последние 30 лет полностью дискредитировано.
Годы уйдут на то, чтобы преодолеть стереотип непрестижности рабочих специальностей и восстановить систему подготовки кадров для авиастроения.
Советские технологии невозможно применять в исходном виде, надо модернизировать. Иначе мы получим морально устаревшие, неэкономичные аналоговые машины, да и те выпускать будем в очень ограниченных количествах. Производство у нас было стапельное, тогда как в Европе давно уже перешли на конвейерные технологии, которые в России теперь надо ставить с нуля.
В нашей стране нет и никогда не было собственной авионики – электронных пилотажно-навигационных систем для гражданской авиации. Закупать импортные теперь невозможно, летать по штурманской линейке в XXI веке никто не будет. Сколько времени потребуется на разработку и внедрение отечественной авионики? Годы.
Есть еще вопрос с подготовкой летных кадров. Для действующих летчиков пересесть на отечественные машины не составит особого труда, если, опять же, там будет современная авионика. Где и как готовить новых специалистов? В тех учебных центрах, которые существуют у нас в стране? Они сертифицировались зарубежными производителями авиатехники… Собственную систему обучения опять же придется ставить с нуля.
Я патриот и только приветствую возрождение российского авиапрома. Но также я реалист. Поэтому мой прогноз на ближайшую и среднесрочную перспективу для гражданской авиации в России таков: это задача намного сложнее, чем представляется сейчас чиновникам.
От редакции
Напомним, с подачи Минтранса авиакомпания S7 планирует принять в парк пять машин отечественного производства – два Ил-96 и три Ил-86, – достроить их и ввести в эксплуатацию. Планируется также увеличить производство лайнеров Ту-214 с трех до десяти бортов в год и часть из них передать российским авиаперевозчикам.