И почему прокуратура копает под ИСТ ЛАЙН
Ситуация с задержками рейсов AiRUnion наконец-то решена: самолеты летают – и уже не из Домодедово, а из Внуково. Однако разборки «наверху» продолжаются. А «внизу» муссируются самые разные версии причин произошедшего. То ли руководство AiRUnion довело альянс до банкротства, то ли его «закошмарили» чиновники, чтобы за бесценок купить перевозчиков в новый государственный авиахолдинг… В сентябре «ГЛ» выясняла правдоподобность гипотез.
Оценивая события, эксперты, на условиях анонимности приглашенные к обсуждению темы, утверждают: на сегодняшний день практически все отечественные авиакомпании находятся в убогом финансовом состоянии. Причем вне зависимости от того, насколько талантливое у них руководство. Глобальные проблемы нашего авиапрома, высокие пошлины на ввоз иностранной техники, развивающийся топливный кризис, коррупция, отсутствие должной господдержки авиакомпаний и многие другие причины создают на рынке ситуацию, когда адекватное развитие перевозчиков невозможно. Альянс AiRUnion не является исключением. Это крупный игрок, а значит, и проблемы его соразмерны масштабу и более заметны. Поэтому гипотеза о том, что руководство альянса особо изощренно растрачивало средства, не воспринимается на рынке серьезно.
Специалисты авиаотрасли высказывают мнение: наличие задолженностей AiRnion перед хендлиновыми службами Домодедово – обычное дело. Так могло бы продолжаться и дальше, если бы аэропорт не встал в позу. Другой вопрос: это была инициатива Группы ИСТ ЛАЙН, владеющей Домодедово, или последовала команда «сверху»?
Самая распространенная версия, которая обсуждалась в туристической тусовке, связывает кризис AiRUnion с образованием новой структуры, поглотившей этот альянс, – госкорпорации «Ростехнологии». Якобы велись торги и частные акционеры альянса запросили слишком много за свои доли. Чтобы сбить цену, чиновники поставили перевозчиков в крайне неудобное положение, перекрыв керосин, а потом согласились выручить, погасив долги.
С этим предположением спорит другая версия. Укрупнение авиаотрасли действительно планировалось, но поэтапно. Для этого в 2007 г. и были созданы «Ростехнологии». Их первым заметным шагом стало объединение перевозчиков, в активах которых есть госпакеты. К экстренным действиям – вроде поручительства по долгам KrasAir госкорпорации – пришлось прибегнуть только после того, как Группа ИСТ ЛАЙН фактически предъявила ультиматум AiRUnion, чтобы вернуть долг за топливо. По неофициальным данным, цена вопроса составляла $100 млн. Топливные скандалы в региональных аэропортах, вспыхнувшие всего через 10 дней, – следствие разборок в Домодедово: другие заправочные компании просто взяли с него пример.
В пользу последней версии может говорить и то обстоятельство, что следственный комитет при Генпрокуратуре возбудил дело по ч. 1 ст. 330 УК РФ против Группы ИСТ ЛАЙН. Специализированные предприятия, входящие в вышеназванную структуру, обвиняются в «самоуправных действиях», в результате которых были задержаны более 70 рейсов AiRUnion из аэропорта Домодедово. При этом коммерческие отношения между предприятиями регулируются гражданско-правовым, а не уголовным законодательством. Следовательно, Генпрокуратура должна была обладать весомыми аргументами, подключившись к выявлению виновных. Под раздачу заодно попали и топливные компании в других регионах, но самую широкую огласку получило именно дело ИСТ ЛАЙН.
Если вся эта логическая цепочка состоятельна, поражает самоуверенность владельцев Домодедово, которые пошли на обострение конфликта, имеющего столь масштабные последствия и перспективы неизбежного вмешательства первых лиц страны. Осведомленные источники в ответ на это утверждают, что противостояние ИСТ ЛАЙН с государством имеет давнюю историю и замешано на имущественном споре вокруг этого аэропорта. Структура Дмитрия Каменщика держит удар и занимает независимую позицию.
Какая бы версия ни оказалась правильной, ИСТ ЛАЙН получит свои деньги за топливо – теперь уже от «Ростехнологий», пообещавшей«поэтапную реструктуризацию кредиторской задолженности» авиакомпаний AiRUnion. И возможно, что все стороны, задействованные в данном конфликте, в дальнейшем не допустят повторения массовых задержек рейсов.
Хроника пикирующего
(подготовлено по материалам новостей Службы «БАНКО»)Четверг, 31 июля. Со стороны аэропорта Домодедово прозвучал «предупредительный выстрел»: были задержаны 10 рейсов авиаальянса, в том числе один зарубежный чартер. В компании происшествие объяснили техническими причинами: якобы вышли из строя два лайнера. Однако неофициальные источники уже тогда сообщали, что на самом деле перевозчик крупно задолжал за топливо, и терпение ИСТ ЛАЙН лопнуло.
Воскресенье, 10 августа. Конфликт между авиакомпанией KrasAir и топливозаправочным комплексом красноярского аэропорта «Сибирь Авиа Сервис» (САС). Последний, ссылаясь на крупную задолженность перевозчика за авиакеросин – более 200 млн руб. на начало августа, пригрозил прекратить с 11 августа заправку воздушных судов компаний, входящих в альянс AiRUnion.
Вторник, 12 августа. Госкорпорация «Ростехнологии» выразила готовность оплачивать текущие счета KrasAir за топливо в Красноярском аэропорту – 10–12 млн руб. ежедневно.
Вторник, 19 августа. Два самолета KrasAir не вылетели по расписанию из Норильска, еще один – из Красноярска. Вечером 19 августа пресс-служба AiRUnion сообщила: рейсы из Норильска и Красноярска отправились, ситуация нормализовалась, и 20 числа все самолеты вылетят по расписанию.
Среда, 20 августа. Снова сбой в Красноярске. По состоянию на 08.30 в аэропорту Красноярска скопилось восемь лайнеров компании, на 12.00 общее число задержавшихся самолетов было уже десять (правда, четыре судна к этому часу все-таки взлетели). Пресс-секретарь авиакомпании Людмила Ганжурова заверила, что в течение дня все рейсы будут отправлены, но задержки вылетов продолжатся как минимум до конца недели. Насчет дальнейших перспектив г-жа Ганжурова высказалась осторожно: «Ситуация должна разрешиться».
Четверг, 21 августа. Пик кризиса. В аэропорту Домодедово не взлетели по расписанию более 20 бортов. Только в домодедовской «ловушке» оказались около 2 тыс. человек; всего же пострадали порядка 3,5 тысяч пассажиров – кроме Москвы еще и в Санкт)Петербурге, Норильске, Барнауле. Росавиация запретила AiRUnion продавать билеты на все рейсы компаний, входящих в альянс. Для разруливания ситуации создан оперативный штаб. Под гарантии «Ростехнологий» альянсу передано 3600 тонн топлива.
Вторник, 26 августа. Владимир Путин поручил Федеральному агентству по государственным резервам выделить 24 тыс. тонн топлива для альянса AiRUnion.
Среда, 27 августа. Туроператоры, продолжающие работать с KrasAir, сообщают о возможности замены авиаперевозчика при подготовке своих зимних программ.
Пятница, 29 августа. Многосуточные задержки рейсов AiRUnion были ликвидированы практически повсеместно. На 12.00 пятницы ситуация в самом проблемном для компаний авиаальянса аэропорту Домодедово полностью нормализовалась. Генпрокуратура России поставила «вопрос о внесении представления в правительство о привлечении руководителя Росавиации Евгения Бачурина к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение возложенных на него служебных обязанностей».
Четверг, 4 сентября. Опубликовано совместное заявление ГК «Ростехнологии», правительства Москвы и администрации Красноярского края. В документе объявляется о совместном намерении создать новую авиакомпанию, которая должна стать «ведущим оператором на рынке внутренних и международных перевозок». Основа новой компании – воздушный парк и маршрутные сети альянса AiRUnion, авиакомпаний «Атлант-Союз», ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургских авиалиний», «Саратовских авиалиний» и «Владивосток Авиа». Базироваться новая структура будет в московском Внуково и красноярском Емельяново. Соответственно, все рейсы из столицы будут осуществляться из внуковского аэропорта.
Ожидается, что 1 октября свидетельство эксплуатанта у авиакомпаний альянса AiRUnion будет отозвано. Код KrasAir изменится на «Атлант-Союз».