logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
10:47, 25 января 2018
15848

Как не оказаться за бортом

Турист обвиняет «Аэрофлот» в намеренном овербукинге

Несмотря на то что овербукинг в авиации официально не узаконен, такая практика широко распространена по всему миру. Пожалуй, клиент любой авиакомпании может оказаться в ситуации, когда, имея на руках билеты, он всё равно не улетит своим рейсом. На что вправе рассчитывать пассажир, которому не хватило места на борту?

700.jpg

Кто продал билетов пачку?

Даже если спланировать поездку за несколько месяцев вперед, обезопасить себя от овербукинга нельзя. Особенно в «высокий» сезон. На себе это прочувствовал москвич Иван Калюжный, который вместе с семьей должен был улететь на Пхукет рейсом «Аэрофлота». По его словам, он купил билеты за пять месяцев до Нового года, но не смог зарегистрироваться ни на сайте авиакомпании, ни через приложение перевозчика, предположив, что неполадки вызваны предновогодним сбоем. Иван приехал в аэропорт Шереметьево за 1 час 40 минут до вылета, но также не смог пройти регистрацию. Сотрудники «Аэрофлота» объявили, что «на купленные мной места посадили пассажиров, которые не улетели вчера, что такое бывает и никакого смысла скандалить и возмущаться нет. Слово «овербукинг», как мы позже выяснили, они не могут говорить по какой-то там внутренней инструкции», – рассказывает Иван Калюжный.

Ему и еще нескольким пассажирам, которые оказались в таком же положении, «Аэрофлот» предложил вернуть стоимость билетов или воспользоваться альтернативным вариантом – непрямым перелетом через Пекин, что увеличивало время в пути с 9 до 24 часов.

Логика перевозчиков

Как рассказал порталу TourDom.ru Иван, он написал претензию в «Аэрофлот» и ждет ответа. Его интересует, возместит ли перевозчик убытки за потерю одной ночи в отеле и моральный ущерб.

Тем временем пользователи соцсетей активно реагируют на публикацию. Пост Ивана Калюжного в Фейсбуке, который он разместил 16 января, на сегодняшний день уже набрал 69 тысяч просмотров, почти 700 репостов и огромное количество комментариев.

Вероятно, это связано с тем, что овербукинг – частое явление. По разным оценкам, от запланированной поездки отказывается от 7 до 10 % пассажиров. Естественно, авиаперевозчики стараются снизить количество незанятых кресел, продав на рейс чуть больше билетов. Иногда для пассажиров это может даже обернуться какими-то преимуществами. «Была аналогичная ситуация. На наши места посадили французов, которые не успели на стыковку. Нам оплатили гостиницу рядом с аэропортом и перелет бизнес-классом на следующий день», – пишет Артур Погосян. Но нередко овербукинг грозит серьезными неудобствами: кто-то опаздывает на встречу, кто-то пропускает транзитный рейс, у кого-то портится отпуск. По мнению наблюдателей, чтобы избежать неприятностей, нужно приезжать в аэропорт пораньше, а не за полтора часа до вылета. Или заблаговременно пройти регистрацию через Интернет.

В сентябре прошлого года депутаты Госдумы всерьез озаботились этой проблемой и предложили ужесточить наказание авиакомпаний за овербукинг. А именно заставить перевозчиков возвращать стоимость авиабилетов в десятикратном размере пассажирам, которые из-за перебронирования остались без оплаченного места в самолете. Дальше идеи дело не сдвинулось.

В свою очередь, сами авиакомпании, наоборот, давно говорят о необходимости узаконить овербукинг. Этот механизм используется во всем мире и позволяет снижать цены на билеты.

Права пассажиров

С одной стороны, запрета на продажу избыточного количества авиабилетов нет ни в Воздушном кодексе РФ, ни в Федеральных авиационных правилах. С другой – привлечь авиакомпанию к ответственности за такие ситуации всё-таки можно. Как отмечает юрист Эдуард Шалоносов, пассажир вправе потребовать полного возврата суммы, затраченной на приобретение билетов, в том числе в оба конца. По его словам, аналогичное требование распространяется и на траты на такси или иные расходы, которые возникли в связи с возникновением проблемной ситуации. «Если дело дойдет до суда, то всегда необходимо помнить о возмещении морального вреда, причиненного действиями или бездействием данной авиакомпании. Размер зависит от обстоятельств дела и может варьироваться от 5 000 до 40 000 рублей», – добавляет он.

Однако в суд обращаются только один-два пассажира из десяти. «Это очень муторно и невыгодно с учетом судебной практики по «копеечному» удовлетворению требований потребителей в части морального вреда», – комментирует генеральный директор ЮА «Система Сервис» Владимир Вепренцев.

В том случае, если пассажир согласен на предложение авиакомпании вылететь другим рейсом, он может потребовать компенсации за задержку. Сейчас в соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса авиакомпания обязана выплатить пассажиру штраф в размере 25 % МРОТ за каждый час задержки вылета, но не более 50 % цены провозной платы. «В соответствии с законодательством о защите прав потребителей можно попытаться заявить требование о взыскании 3 % от цены авиабилета за каждый час просрочки вылета, что очевидно больше, чем 25 % МРОТ по Воздушному кодексу», – добавляет эксперт.

  • Авиаперевозка и транспорт
  • #Юридические вопросы
Автор Елена Талпэу
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/aviaperevozka-i-transport/kak-ne-okazatsya-za-bortom/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

iFly в «мокром» лизинге: что будет с авиакомпанией?
iFly в «мокром» лизинге: что будет с авиакомпанией?

Авиаперевозка и транспорт

18/02/2025
61693
Чем могут обернуться рекомендации EASA воздержаться от полетов над европейской частью России
Чем могут обернуться рекомендации EASA воздержаться от полетов над европейской частью России

Авиаперевозка и транспорт

10/01/2025
52086
Авиакомпания AlMasria вновь везет туристов в Египет: в чем причина сбоя
Авиакомпания AlMasria вновь везет туристов в Египет: в чем причина сбоя

Авиаперевозка и транспорт

24/12/2024
34113
 Россиянам обещают полеты на сверхзвуковых самолетах: реальность или фантазии?
Россиянам обещают полеты на сверхзвуковых самолетах: реальность или фантазии?

Авиаперевозка и транспорт

08/11/2024
45873
«Рассвет» вместо Red Wings: как перемены в отечественной авиакомпании отразятся на туристических чартерах?
«Рассвет» вместо Red Wings: как перемены в отечественной авиакомпании отразятся на туристических чартерах?

Авиаперевозка и транспорт

24/07/2024
45318
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию

Авиаперевозка и транспорт

23/04/2024
38811
Какие чемоданы турист может сдать в багаж в самолете
Какие чемоданы турист может сдать в багаж в самолете

Авиаперевозка и транспорт

22/04/2024
44157
Туры на рейсах Southwind: ждать ли подорожания?
Туры на рейсах Southwind: ждать ли подорожания?

Авиаперевозка и транспорт

05/04/2024
42615
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте