Началась поэтапная либерализация «воздуха»
До 15 июня Россия должна ратифицировать пакет документов по вступлению в ВТО и через 30 дней после события стать ее полноправным членом. Помимо единых стандартов в торговле, ощутимые изменения грядут и в сфере авиаперевозки. Крупнейшим российским авиакомпаниям со временем придется смириться с тем, что они вынуждены будут отказаться от монополий на захваченные в разное время направления, в большинстве своем туристические.
Напомним, основные битвы за воздух разгорелись между «Аэрофлотом» и «Трансаэро». Полем боя в конце 2010 года стали Ларнака и Ираклион, куда нацперевозчик пытался не дать допуска «Трансаэро», а два года спустя, в минувшем декабре, ситуация в точности повторилась с итальянскими Миланом и Римом. Масштабы «военных действий» не ограничились внутрироссийской «междоусобицей». Летом того же 2010-го S7 Airlines не пустила Bulgaria Air в родные для нее Бургас и Варну из Новосибирска.
И вот февраль 2012-го. Итальянский «трон» российского нацперевозчика зашатался. Минтранс согласовал с авиавластями Италии поправки, расширяющие список игроков в воздухе между Москвой и Римом с Миланом. К назначенным на направлениях «Аэрофлоту» и AlItalia добавляется еще по одному с каждой стороны. Кто будет представлять Италию – Wind Jet, Blue Panorama или Air Dolomiti – не суть важно. Интересно, что российский список не ограничивается «Трансаэро». Свои интересы могут пролоббировать также S7 Airlines и «ЮТэйр». Правда, наблюдатели склоняются к мысли, что у двух последних административного ресурса может не хватить и выбор остановится на «Трансаэро». Многие эксперты от авиации прогнозируют резкое удешевление перевозки в Рим и Милан, логично, по их мнению, вытекающее из изменения конъюнктуры (число рейсов в эти города из Москвы может вырасти с 35 до 56 в неделю). Однако директор «Асент Авиа» Борис Богданов уверен, что «Трансаэро» (в случае ее утверждения на маршрутах), если и выставит цены ниже аэрофлотовских, то ненамного («Кто же будет рубить сук, на котором сидит?!»).
Вторая волна либерализации уже в марте накрыла немецкое направление. Германия инициировала переговоры с российским Минтрансом о снятии каких-либо ограничений в авиаперевозке между двумя странами вообще. Один из камней преткновения – Берлин, куда из Москвы летают три российские авиакомпании – «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия».
Похоже, последним бастионом монополизма остается Франция, конкретно – Париж, где пока безраздельно властвуют на маршруте из российской столицы «Аэрофлот» и Air France. Но, похоже, и это ненадолго. Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак уверен, что времена «открытого неба» не за горами. «Минтрансом и Минэкономразвития разработана концепция поэтапной либерализации воздушного пространства. После открытия транссибирского маршрута для западных перевозчиков (одно из условий членства в ВТО) процесс станет необратим», – сказал эксперт. Для «Аэрофлота» возникает еще одна неприятность: скорее всего, встанет вопрос о «роялти», деньгах, которые получает нацперевозчик за полеты иностранцев над Сибирью. А они немалые, настолько, что многие авиакомпании предпочитают летать в окружную, чтобы их не платить. Таким образом, сибирские аэропорты лишаются возможности подзаработать на приеме транзитных бортов.