Новый проект остался незамеченным для туризма
В сибирском городке Тобольске планируется открыть свой собственный аэропорт. Его построил за свой счет инвестор – компания «СИБУР» – и передал в управление профильному холдингу «Аэропорты Регионов», так что пользоваться можно будет всем. В том числе туристам. Но местные туроператоры ничего не думают по этому поводу.
Если где-то убыло, значит, где-то прибыло
Прошедшее десятилетие профессионалы авиации и пассажиры наблюдали разнонаправленные тенденции. С одной стороны, постоянно ужесточались требования ко всему: инфраструктуре, безопасности, флоту. Аэродромы закрывались, самолеты улетали в последний путь, пассажиры забывали проторенные авиационные дорожки. С другой стороны, на авиационном небосклоне силами частных инвестиций зажигались новые звезды и впервые со времен Союза начали строиться аэропорты «в чистом поле», раскатывались новые межрегиональные маршруты и апробировались программы поддержки отрасли.
Некоторые из них открывались исключительно под нужды промышленников, поэтому туризму от них было никак (пример – Сабетта на Ямале). Другие, напротив, развивались очень разносторонне. Например, ранее считавшийся покойным калужский Грабцево теперь обслуживает более 130 тыс. пассажиров в год, летающих по двум десяткам направлений, в том числе международных. Новую инфраструктуру на деньги лесопромышленников из «УЛК» построили в аэропорту Вельска, расположенном на отдаленном конце географии.
Фото: Michael Baumert
Сделаешь лавку – на ней начнут сидеть
На примере аэропорта Калуги заметно: при грамотном подходе к развитию даже местечковый аэропорт может и работать на благо местных предприятий, и отправлять туристов на юг, и удовлетворять базовые потребности жителей в деловой коммуникации. Аэропорт Вельска, правда, пока не может похвастаться запредельными пассажиропотоками. Годом ранее местное архангельское авиапредприятие запустило рейс в Вологду с посадкой там, но не полетело – его закрыли. Зато в 2021-м аэропорт радушно принял группу иностранных туристов. Конечно, это почти разовая история и не генерирует необходимого пассажиропотока, но, если бы аэропорта не было, не слетала бы в Вельск даже эта группа. Или, например, до кризиса пилоты перебазировали туда самолеты АОН, спасаясь от закрытия неба над Москвой и Петербургом во время чемпионата мира по футболу. «В ангарах было не протолкнуться», – вспоминают местные авиаторы.
Есть определенные шансы на успех и у Тобольска, который являет собой достаточно привлекательный с туристической точки зрения город. Конечно, странно было бы рассчитывать, что миллионы российских туристов всё бросят, чтобы немедленно лететь в Сибирь через новый аэропорт, но наличие транспортной инфраструктуры, при всех прочих равных, всегда лучше ее отсутствия, а аэропорт – это полезнее, чем брендинг территории и дорожная карта ее развития. Ведь люди по природе своей любопытны и склонны исследовать новое: как только в парке ставят новую лавку – на ней начинают сидеть. Некогда новый паровоз в Рускеалу возит за собой полные вагоны туристов, и на паромах из Таллина в Хельсинки тоже всё время кто-то едет, хотя расписание у них – как у городских трамваев.
Фото: Michael Baumert
По оценкам специалистов, при гармонизированной работе принимающих и отправляющих туроператоров, перевозчика и местных властей новый аэропорт сможет принимать хотя бы по одному рейсу в неделю из Москвы и Петербурга. Сейчас туристический поток города составляет примерно 250 тысяч человек в год. Проживают там чуть менее 100 тысяч человек.
А что у нас плохого?
Конечно, на каждый более-менее значимый инфраструктурный чих находится свой бортмеханик Зелёный, который непременно заявит, что ничем хорошим это не кончится. Редкий проект строительства аэропортов не встречал в миру комментариев в духе – «разлетались ваши самолеты, всё небо продырявили». Обычно людям, например, резко делается шумно. Настолько шумно, как будто на полосу в 2400 м оперирующая компания регулярно собирается сажать «Буран» в сопровождении десятка истребителей. Так, однажды в 2017 году местные калужские СМИ разразились праведным гневом, что посадка исторического Ту-134 в рамках туристического мероприятия «разбудила детей и они плакали».
Новый тобольский аэропорт тоже обещает не шуметь: «Наши расчеты показали, что мы укладываемся в гигиенические требования для населенных пунктов. В период самой большой шумовой нагрузки (посадка, рулежка) она не будет превышать 60 дБ. Для сравнения: если померить у “Жемчужины Сибири” (местный стадион. – Ред.), там будет около 85–90 дБ: движение транспорта, люди», – рассказывают в компании «СИБУР». И только из Арктики не поступало жалоб на шум аэропортов. Вероятно, в связи с полным отсутствием местных жителей.
А директор на даче
Правда, как обычно, гладко в основном только на бумаге. Чтобы совокупность взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, стоянок, ТЗК и пассажирского терминала стала полноценным пассажирским аэропортом, усилий инвестора и строителей недостаточно. Теперь с фактом наличия аэропорта нужно что-то делать. По меньшей мере, кто-то должен будет рассказывать, что в Тобольске теперь есть аэропорт и туда немедленно нужно прилетать, потому что Кремль, Иртыш и т. д. Как, например, это происходило в вышеупомянутой Калуге и как не происходило в Вельске.
Мы попытались связаться с представителями местного турбизнеса и поинтересоваться, насколько именно светлым они видят свое будущее в связи с открытием аэропорта и какие действия намереваются предпринять, чтобы это будущее наступило как можно быстрее. В реестре туроператоров по запросу «Тобольск» находится ровно одна компания. Вежливая барышня на том конце провода ответила, что она не в курсе и про аэропорт нужно поговорить с директором. Но позвонить ему нельзя даже на мобильный, потому что «он вообще на даче».
Кстати, кому из перевозчиков выпадет счастливый шанс развивать туризм в Тобольске, пока неизвестно – переговоры ведутся с несколькими авиакомпаниями. Формировать маршрутную сетку и расписание инвесторы будут совместно с управляющей компанией «Аэропорты Регионов».