Почему в «Аэрофлоте» никак не определятся, что же делать с «Трансаэро»
События, происходящие вокруг полетов авиакомпании «Трансаэро», превратились в бесконечный круговорот. Каждый день мы ждем: вот-вот уже появится свет в конце туннеля, будет найдено решение – мудрое, взвешенное… или, ну, хоть какое-нибудь решение. Особенно волнительно воспринимается угроза невыполнения обязательств перед клиентами самого крупного заказчика авиакомпании – туроператора «Библио Глобус». 3 октября из «Аэрофлота» распространилась «утечка» о том, что его программы могут быть остановлены уже в ближайший понедельник. Благо, функционеры нацперевозчика к вечеру выпустили опровержение.
Новый день – 4 октября, не принес облегчения туррынку и как минимум двум сотням тысяч наших сограждан, которые купили перевозку «Трансаэро» в агентствах и тоже понимают, что их билеты могут превратиться в бумажки. Внимательные наблюдатели уловили суть решений, принятых сегодня на собрании у главы «Аэрофлота» – поставлен очередной дедлайн по выполнению рейсов, заказанных «Библио Глобусом» – это 9 октября. Дальше сроки могут двигаться, а могут – и нет. Так что ситуация неопределенности затягивается.
Анекдот на злобу дня из Facebook Андрея Зорина (Unex).
Встречаются два мужика:
– Михалыч, ты слыхал – Петрович погиб?
– Как погиб?!
– Да пришел домой пьяный, лег на диван, закурил…
– Че, сгорел, что ли?
– Да не, он успел пожарных вызвать. Те приехали – он в окно сиганул.
– Че, разбился, что ли?
– Да не, они брезент натянули. Он на него и обратно в окно.
– Так че, сгорел?
– Да не, за подоконник зацепился и обратно вниз прыгнул.
– Разбился?
– Да не! Там КАМАЗ тентованный ехал. Он об тент – и обратно в окно.
– Так че, сгорел все-таки?
– Да не, за раму зацепился.
– Блин, так как погиб-то?!
– Да заколебал всех, пристрелили нафиг.
«Почему возникла вся эта патовая ситуация?» – задаются вопросом турагентства. Эксперты отвечают: поскольку сделка по приобретению «Трансаэро» не состоялась, теперь за проблемного перевозчика попросту некому платить. Пока финансирование взял на себя «Аэрофлот», но цена вопроса настолько велика, что топ-менеджмент компании ищет всевозможные пути, как скинуть с себя эту ношу. Обязательства перед «Библио Глобусом» показались кому-то в оперативном штабе самыми «необязательными» – действительно, почему бы не поставить туроператора в общую очередь кредиторов авиакомпании, когда она будет банкротиться? И вообще, может контракты туроператора и перевозчика были нелегитимными?
Некоторые чиновники уже даже успели визуализировать себе такой вариант и он их устроил. Например, на днях глава Минкульта Владимир Мединский заявлял, что оснований для паники на туристическом рынке нет. А туристические компании, бравшие блоки, дескать, «шли на рисковые сделки, хотели купить билеты подешевле».
И тут надо отдать должное руководителю Ростуризма Олегу Сафонову. Турбизнесу, кажется, с ним крупно повезло – это первый глава отраслевого ведомства, который вступился за участников отрасли, рискуя не совпасть мнениями с вышестоящими начальниками. Буквально накануне провокационного вброса «Аэрофлота» относительно «Библио Глобуса», 3 октября, он заявил: «Если, не дай бог, это произойдет – это будет очень серьезная проблема для туроператорского сообщества, туризма в РФ и, конечно, это будет гигантский удар для авиационной отрасли», – опубликовал его слова ТАСС. Кстати, в Минтрансе и Росавиации позицию Олега Сафонова понимают, эти ведомства также крайне не заинтересованы в апокалиптических сценариях, которые могут состояться, если выполнение обязательств по оплаченным контрактам «Библио Глобуса» в итоге проигнорируют.
Несмотря на явную нервозность ситуации, эксперты видят в ней некоторые позитивные моменты. Пусть новый срок, ограничивающий разрешение на полеты для «Библио Глобуса» – меньше недели, туроператор за это время успеет выбрать еще часть денег, оплаченных в «Трансаэро». Еще один плюс: начался диалог между нацперевозчиком и туроператором. Кто знает, может быть это позволит им стать сторонами партнерства, ведь они больше всех остальных кровно заинтересованы в нахождении обоюдно приемлемого решения.
И главное – все участники оперативного штаба видимо поняли основополагающее условие собственной успешности: нельзя допустить репутационных потерь государства, люди не должны пострадать.
На этом последнем выводе аналитики сейчас строят оптимистичные прогнозы. И они вполне реальны, если: первое – все участники этой спасательной операции действительно будут сотрудничать друг с другом; второе – если государство оперативно выделит бюджет для обеспечения полетов авиакомпании; третье – если у кредиторов «Трансаэро» вдруг неожиданно не сдадут нервы… Достаточно хотя бы одному из этих условий не осуществиться, и позитивный вариант может поменяться на негативный. Так что не расслабляемся!
P.S. Кстати, зыбкость возникшего взаимопонимания между командой «Аэрофлота» и руководством «Библио Глобуса» к вечеру 4 октября обозначил «Коммерсант» – он опубликовал мнение одного из осведомленных источников, который ставит под сомнение наличие всей необходимой документации между «Трансаэро» и «Библио Глобусом», намекая на коррупционную составляющую в отношениях партнеров. Вряд ли туроператор оставит этот вызов без внимания.