Кто виноват и что делать?
1 июля Генеральная прокуратура сообщила о проверках в связи с «систематическими задержками» выдачи багажа в международном аэропорту Шереметьево. Заведено 18 дел об административных правонарушениях, но пассажирам от этого пока не легче – сбои продолжаются. Кто виноват и что делать тем, кто не получил багажа вовремя?

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Виновных накажут! Но не сильно…
Судя по сообщению на сайте Генпрокуратуры, ответственность за проблемы, которые продолжаются уже около месяца, лежит на ООО «Шереметьево Хэндлинг». Именно эта компания обслуживала багаж пассажиров на основе договоров с перевозчиками, при этом работа «была некачественно спланирована». Прокуратура уже вынесла представления об устранении нарушений закона. Причем помимо «Шереметьево Хэндлинг» в числе нарушителей упоминаются ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», ООО «Северный ветер» (авиакомпания Nordwind), а также АО «Международный аэропорт Шереметьево».
«Кроме того, в связи с уже поступившими в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру заявлениями пассажиров возбуждено 18 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов) в отношении виновных юридических и должностных лиц», – сообщает Генпрокуратура.
По словам основателя ЮА «Персона Грата» Георгия Мохова, это очень популярная статья Административного кодекса, под которую можно подвести практически любое нарушение в сфере оказания услуг населению. Однако штрафы существенны разве что для небольших предприятий: от 3 до 10 тысяч рублей с должностного лица и от 20 до 30 тысяч – с юридического. При этом взыскиваются они в пользу государства, так что пострадавшие пассажиры получат разве что моральное удовлетворение.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Как получить компенсацию
Чтобы претендовать на материальную компенсацию, нужно апеллировать к ст. 120 Воздушного кодекса РФ, который предусматривает ответственность перевозчика за просрочку доставки багажа: штраф в размере 25 % от МРОТ за каждый час задержки, но не более 50 % от провозной платы. «Но надо иметь в виду, что авиакомпании могут доказать – они вовремя передали груз соответствующей структуре аэропорта, а далее чемоданы находились в его компетенции», – пояснил юрист. По его словам, больше шансов на компенсацию имеют те, кто не получил свой багаж в аэропортах назначения. Этим пассажирам Георгий Мохов советует фиксировать незапланированные расходы, связанные с неполучением багажа, и далее предъявлять претензии перевозчику.
А такие случаи, к сожалению, есть. 1 июля около 20 туристов, прибывших в Лондон (Хитроу) на рейсе № 2578 авиакомпании «Аэрофлот», не увидели своих чемоданов на багажной ленте. Как сообщили им сотрудники лондонского аэропорта, багаж остался в Москве. «Мы заполнили бланк об утере. Нам чемоданы обещали в течение 24 часов, но были и те, кому предложили ждать двое суток», – рассказал HotLine.travel один из пассажиров рейса.
Что происходит в Шереметьево
Напомним, первые сигналы о проблемах с обработкой багажа в Шереметьево появились еще в начале июня. Тогда гендиректор аэропорта Михаил Василенко объяснил трудности изменениями в технологии и пообещал наладить процесс в течение месяца. После этого заявления ситуация была близка к нормализации, но вновь обострилась в субботу, 29 июня. Официальные представители Шереметьево сослались на грозу, из-за которой десятки рейсов были отменены или перенесены, что привело к трудностям с распределением багажа пассажиров. По состоянию на 1 июля представители аэропорта сообщали, что Шереметьево работает в «стабильном режиме». «Обслуживание пассажиров и авиакомпаний, регистрация и выдача багажа происходят согласно установленным технологическим нормативам. Багаж трансферных пассажиров, который не был ранее отправлен из-за задержек рейсов в связи с погодными условиями, оперативно рассылается по местам назначения», – рассказал «Интерфаксу» представитель аэропорта. Тем временем пассажиры принимают, пожалуй, единственно верное решение – берут всё необходимое в ручную кладь.