logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
11:24, 20 августа 2019
10378

Angry birds: как аэропорты борются с птицами

И почему не всегда успешно?

Экстренная посадка самолета «Уральских авиалиний» на кукурузное поле остается в центре внимания. Пилоты получили звания Героев России, авиакомпания объявила о компенсациях пассажирам. Однако проблема попадания птиц в двигатели повисла в воздухе. Обсуждаются самые разные варианты борьбы с этим явлением, но эксперты HotLine.travel считают, что 100 %-ной гарантии не даст ни один из известных способов.

812.jpg

Виноват ли Жуковский?

По мнению президента Союза адвокатов России, представителя потерпевших в авиакатастрофах Игоря Трунова, причина происшествия – отсутствие в аэропорту Жуковский орнитологической службы, которая отгоняла бы от взлетно-посадочной полосы птиц. Об этом он заявил 19 августа на пресс-конференции в Национальной службе новостей. Юрист считает, что аэропорт просто экономит на орнитологической защите.

Как сообщили в пресс-службе аэропорта Жуковский сразу после инцидента, служба орнитологической защиты находится в ведении Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова. Поэтому говорить о ее полном отсутствии не приходится. На защиту Жуковского встал и Минтранс. По словам замминистра транспорта, курирующего авиационную отрасль, Александра Юрчика, аэродром Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова выполняет все требования орнитологической защиты. «У нас ни в одном аэропорту нет уровня ниже, чем требует ICAO (Международная организация гражданской авиации). Есть более жесткие требования, но ниже – нигде нет», – отметил чиновник.

Не чаще, чем у других

И всё же сразу в нескольких публикациях, последовавших после случившегося, был сделан ряд резонансных и где-то шокирующих выводов. Один из них – столкновения с птицами в России происходят гораздо чаще, чем в других странах. Об этом написали «Русская служба BBC», Forbes, «Ведомости», «Новости.Mail.ru» и ряд других известных федеральных изданий. Главным ньюсмейкером на эту тему стал Андрей Мартиросов, гендиректор авиакомпании Utair. По его словам, случаи попадания пернатых в самолеты (birdstrike) в России происходят как минимум в 10 раз чаще, чем в Европе, хотя там птиц даже больше, потому что «экология лучше».

В качестве доказательства приводится статистика Росавиации за 2017 год: в России на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – 1,5.

Также, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, количество подобных инцидентов с 2015 года только растет.

01.jpg

Впрочем, утверждение, что Россия в числе рекордсменов, довольно спорно. «Я не думаю, что в нашей стране орнитологическая обстановка в аэропортах в разы отличается от других стран с аналогичными климатическими и биологическими условиями. Приемы борьбы одни и те же. К нам летают не только наши, но и зарубежные авиакомпании, поэтому российские воздушные гавани проверяют инспекторы различных международных ассоциаций гражданской авиации. И они получают положительные оценки. То есть никаких опасений не возникает», – комментирует HotLine.travel главный редактор avia.ru Роман Гусаров.

Если посмотреть новости по поисковому слово bird на сайте авиационных происшествий по всему миру avherald.com за последние два месяца, видно, что в российских аэропортах столкновения с птицами происходят не чаще, чем в других.

02.jpg

Как отмечают специалисты, вероятность столкновения с птицами возможна на абсолютно любом аэродроме, просто на одном эти риски будут выше, на другом – ниже. И они тем выше, чем выше качество среды обитания и чем обильнее кормовая база.

Поэтому многие так рьяно заговорили об экологической проблеме, а именно о свалках возле взлетно-посадочных полос, водоемах, где питаются птицы. В частности, об озере Глушица, расположенном всего в 800 м от Жуковского.

«Количество чаек, которые гнездятся здесь, может привести к авиакатастрофам», – еще в мае 2017 года предупреждала Елена Гришина, член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области, заместитель председателя Общественного совета Росприроднадзора.

Эту проблему уже нужно решать не силами аэропортов, а городским властям. «Закатать в асфальт всю территорию вокруг аэродрома на десятки километров, чтобы птицы там не кормились и не селились, невозможно», – считает автор поста на эту тему в профессиональной группе в Фейсбуке «Спроси пилота» Игорь Дмитриев. Впрочем, полигоны бытовых отходов, по его словам, не единственный X-фактор. Сюда же можно отнести наличие естественных или искусственных мест укрытий и гнездования (леса, высокая трава, кустарники, строения и т. п.), состав почвы, влияющий на наличие кормовой базы, наличие вблизи водоемов, не говоря уж о сельхозугодьях на прилегающих территориях.

Как аэропорты борются с птицами?

История борьбы началась с самого зарождения авиации, когда 7 сентября 1908 года птица угодила в летательный аппарат конструкции братьев Райт. Тогда всё закончилось благополучно, но уже через четыре года появились и первые жертвы. Пилот аэроплана погиб в катастрофе из-за попадания птицы в тросы системы управления. И, что примечательно в свете последних событий, той птицей тоже была чайка. Так что, у чаек с самолетами уже тогда как-то не сложилось.

Сейчас в каждом аэропорте есть специальная орнитологическая служба, разработана своя программа по предотвращению столкновений с птицами. Для их отпугивания применяются пропановые пушки, имитирующие звуки выстрелов или раскатов грома; всевозможные электронные воспроизводители птичьих криков об опасности; чучела или силуэты хищников, в том числе имитирующие вид мертвых птиц; различные надувные шары с изображением хищных глаз; зеркальные ленты. Из современных средств используют лазерные проекторы, излучающие красные лучи.

В некоторых странах разрешены к применению химические средства для обработки мест насестов птиц, травяного покрова, стоячих водоемов. Правда, далеко не везде.

Один из действенных способов – это иметь в «штате» хищных птиц. «Все технические ухищрения действуют только на перелетных птиц: они пугаются и улетают. Те же, кто живут рядом с аэропортом, рано или поздно привыкают к громким звукам. Птицы быстро вычисляют, что эти звуки не опасны. Бахнуло, но не видно, чтобы кто-то умер. А когда ничего не происходит и все остаются живы-здоровы после громкого хлопка, птицы расслабляются. Другое дело, если летит ястреб и кого-то ловит. Значит, он охотится здесь каждый день, и лучше держаться от этого места подальше», – цитирует слова Ники Рыжовой-Аленичевой, специалиста по орнитологическому обеспечению в аэропорту Домодедово, издание «Вокруг света».

Без гарантий

Тем не менее ни одно из перечисленных средств не дает 100 %-ной гарантии. Остается уповать только на прочность лайнеров. Как пишут пилоты в своей профессиональной группе в Фейсбуке, давно проводятся испытания на устойчивость современных авиадвигателей к попаданию посторонних предметов, на что производителями тратятся миллионы долларов, достигая приемлемых показателей безопасности: «Но конструкторам нужно еще и достичь высоких лётно-эксплуатационных характеристик, поэтому проектирование двигателя в частности и самолета в целом – это всегда поиск различных компромиссов». Так что, несмотря на прогресс и технологии, полностью устойчивого к попаданию птиц самолета не существует.

  • Авиаперевозка и транспорт
  • #Безопасность туристических направлений
  • #Выездной туризм
Автор Елена Талпэу
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/aviaperevozka-i-transport/angry-birds-kak-aeroporty-boryutsya-s-ptitsami/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

iFly в «мокром» лизинге: что будет с авиакомпанией?
iFly в «мокром» лизинге: что будет с авиакомпанией?

Авиаперевозка и транспорт

18/02/2025
61783
Чем могут обернуться рекомендации EASA воздержаться от полетов над европейской частью России
Чем могут обернуться рекомендации EASA воздержаться от полетов над европейской частью России

Авиаперевозка и транспорт

10/01/2025
52137
Авиакомпания AlMasria вновь везет туристов в Египет: в чем причина сбоя
Авиакомпания AlMasria вновь везет туристов в Египет: в чем причина сбоя

Авиаперевозка и транспорт

24/12/2024
34266
 Россиянам обещают полеты на сверхзвуковых самолетах: реальность или фантазии?
Россиянам обещают полеты на сверхзвуковых самолетах: реальность или фантазии?

Авиаперевозка и транспорт

08/11/2024
45915
«Рассвет» вместо Red Wings: как перемены в отечественной авиакомпании отразятся на туристических чартерах?
«Рассвет» вместо Red Wings: как перемены в отечественной авиакомпании отразятся на туристических чартерах?

Авиаперевозка и транспорт

24/07/2024
45363
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию

Авиаперевозка и транспорт

23/04/2024
38904
Какие чемоданы турист может сдать в багаж в самолете
Какие чемоданы турист может сдать в багаж в самолете

Авиаперевозка и транспорт

22/04/2024
44238
Туры на рейсах Southwind: ждать ли подорожания?
Туры на рейсах Southwind: ждать ли подорожания?

Авиаперевозка и транспорт

05/04/2024
42642
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте