Производственная драма – как показатель ситуации в авиатранспортной сфере
Летчик Алексей Шебордаев и представить себе не мог, что в 59 лет окажется в отпуске по уходу за ребенком и будет через суд требовать от авиакомпании Ikar компенсацию вынужденного простоя. Он-то собирался летать, пока позволяет здоровье.
Личная драма Шебордаева расскажет вам и о положении дел в гражданской авиации. Сами перевозчики такое не афишируют. Подробности – в этой статье.
55 лет? На выход!
В авиакомпании Ikar Алексей Шебордаев работает с 2018 года, летал вторым пилотом на Boeing-767. Но с началом СВО по причине санкций перевозчик вернул эти машины лизингодателям, а сам переключился на Embraer-190, Boeing-737-900 и Boeing-777-200.
Встал вопрос, как быть с летным составом. Пилотам в возрасте до 55 лет, не имевшим допусков для работы с имеющейся техникой, организовали переподготовку. А тем, кто старше, – среди них и Шебордаев – предложили уйти на пенсию. Алексей отказался.
Вообще, любой пилот гражданской авиации может стать пенсионером в довольно молодые годы, главное – отлетать положенные 6000 часов. Но большинство представителей этой профессии на заслуженный отдых, конечно, не торопятся. Ведь для них имеет значение не столько календарный возраст, сколько летная годность. (Это же касается и самолетов – лайнер, сделанный в прошлом веке, технически может находиться в лучшем состоянии, чем гораздо более новая машина.)
Кстати, на данный момент самым возрастным из отечественных пилотов является петербуржец Анатолий Самошин, который работает в авиакомпании «Россия». В 2022 году в возрасте 71 год он попал в Национальную книгу рекордов в номинации «Наибольший возраст линейного пилота гражданской авиации».
А бывает, что его младшие коллеги внезапно прощаются с жизнью прямо на рабочем месте. Такой трагический случай произошел в сентябре 2022-го у авиакомпании Ikar: на рейсе из Новокузнецка в Санкт-Петербург у командира воздушного судна 51-летнего Александра Киреева оторвался тромб. К сожалению, в авиации периодически так бывает: работа тяжелая, стрессы высокие.
Словом, возраст не показатель. Но когда руководству компании приходится принимать непопулярные кадровые решения, то нужен ведь некий критерий. Вот и постановили: старше 55 – на выход.
Когда летчик еще и юрист
«У меня незадолго до этого – 13 декабря 2021 года – родился сын, – рассказывает Алексей Шебордаев. – И я решил идти не на пенсию, а в отпуск по уходу за ребенком. Благо законодательство позволяет». Кстати, законы Алексей знает не понаслышке, он еще и дипломированный юрист, так что диалог с работодателем и государственными органами повел профессионально.
Летчик в декрете – явление в нашей стране необычное. Поэтому Социальный фонд сначала даже отказывался выплачивать пособие: не положено, и все тут. Но Алексей Шебордаев обратился в прокуратуру и своего добился, с ноября 2022 по июнь 2023 года (когда сыну исполнилось полтора года) он получал от СФР 32 000 руб.
Потом обратился к руководству Ikar с просьбой разрешить ему работать неполный день – 90% от ставки. Чтобы в основном заниматься своей привычной деятельностью, но официально не выходить из отпуска по уходу за ребенком. Отказать ему в этом авиакомпания не имеет права, и уволить тоже по закону нельзя. При этом фактически работать по специальности Алексей Шебордаев не может, поскольку у него нет допусков для управления самолетами, имеющимися в парке этой авиакомпании. «А причина в том, что руководство отказало мне в переподготовке, – поясняет Алексей. – Более того, мне отказываются давать направление для прохождения очередного обязательного медицинского освидетельствования, нарушая тем самым собственное руководство производства полетов. Вынуждают меня заниматься какой-то секретарской работой: сидеть на стуле и ждать, когда кто-нибудь попросит принести бумагу или сходить за кофе. Я, конечно, отказываюсь: работодатель не имеет права требовать от меня того, что не предусмотрено трудовым договором. Мне ставят прогулы. А я обратился в суд с иском к авиакомпании Ikar, требую компенсации вынужденного простоя».
С просьбой оценить перспективы этого разбирательства редакция TourDom.ru обратилась к Георгию Мохову, руководителю юридического агентства «Персона Грата». Вот его комментарий: «Предсказать решение суда не берусь. На то он и суд, чтобы распутывать спорные ситуации. Но по практике, в трудовых спорах суды чаще защищают позицию работника – если, конечно, для этого есть правовые основания».
На самом деле ситуация патовая. Летчик защищает интересы своей семьи, его работодатель пытается выровнять экономику предприятия в условиях жесткой турбулентности на рынке, когда объемы перевозок объективно падают и без сокращения штатов не обойтись. На чьей стороне вы в этом конфликте? Ждем комментариев в Telegram.
Также редакция TourDom.ru готова предоставить ответное слово руководству авиакомпании Ikar, запрос в пресс-службу отправлен.
PS: Находясь в отпуске по уходу за ребенком, Алексей Шебордаев в полной мере прочувствовал, что значит «сидеть в декрете». Само слово «сидеть» звучит здесь как насмешка – загрузка 24/7. «Очень тяжелая работа», – резюмирует летчик.