Столичные турагенты назвали своих фаворитов
Редакция HotLine.travel публикует рейтинг предпочтений сотрудничества с туроператорами по круизам, составленный по итогам опроса турагентств Москвы и области. Результаты опроса отражают ключевые тенденции круизного рынка: оживление спроса и структуризацию.
Как проходил опрос
Основой для составления рейтинга стали ответы турагентств на вопрос: «Какие туроператоры по итогам сезона лето-2017 работали наиболее успешно и достойны занять лидирующие позиции в рейтингах предпочтений сотрудничества по круизному продукту?» Этот вопрос мы включили в анкету, по которой интервьюеры опрашивали представителей розничных компаний Москвы и Московской области для составления рейтингов предпочтения сотрудничества по направлениям туризма (подробнее о методике читайте здесь).
Из 522 турагентов, принявших участие в исследовании, на вопрос о приоритетах по выбору партнеров в сфере круизов ответили 293. Суммировав количество упоминаний поставщиков и вычленив долю каждого из них, мы составили рейтинг туроператоров по круизам. Но прежде чем мы перейдем к анализу, рассмотрим основные тенденции этого рынка, проявившиеся в летнем сезоне 2017 года.
Море зовёт
Туроператоры по морским круизам в восторге от итогов лета. По их собственным оценкам, спрос вырос на 30–50 % в сравнении с прошлым годом и достиг докризисного уровня. Оптимистичная тенденция проявилась ещё накануне сезона – в зимние месяцы, когда активно шло раннее бронирование. Этому способствовал целый ряд причин. В качестве одной из главных эксперты называют более привлекательный курс рубля к евро, чем в прошлом году. Как следствие, любители морских круизов, которым раньше приходилось ограничивать себя, решили восполнить недостаток впечатлений. Кроме того, туроператоры ощутили приток клиентов-новичков из числа тех, кто когда-либо слышал об этом виде отдыха, и теперь решил попробовать. Кстати, не исключено, что среди переориентировавшихся были туристы, ранее выбиравшие круизы по рекам России. Цены на этот продукт кусаются, в то время как доступность путешествий по морю повысилась из-за более привлекательного курса. Кроме того, мировые круизные компании увеличили ассортимент предложений – практически каждый из них в этом году отметился спуском на воду новых лайнеров. В частности, у MSC в этом году две премьеры – Meraviglia и Seaside. Princess вывела на рынок Majestic, а Norwegian – лайнер Joy. Больших распродаж, как в прошлые годы, производители круизов не устраивали – в этом просто не было необходимости.
Неудивительно, что на таком позитивном фоне увеличилась и заинтересованность агентств в продажах круизного продукта, особенно с учётом того, что профильные туроператоры проводили в этом году большое количество мероприятий. Итог этой масштабной работы – заинтересованность турагентов в продаже круизов растет. Рассмотрим, каких туроператоров чаще всего выбирает розница в качестве поставщиков.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2017)
Туроператор | Голоса, % | Итог сезона лето-2016 |
Изменение, % +/- |
PAC GROUP | 46,8 | 32 | ▲ 14,8 |
CruClub | 10,6 | 11,2 | ▼ 0,6 |
Инфофлот | 10,2 | 13,6 | ▼ 3,4 |
Инфлот круизы и путешествия | 6,8 | 6,5 | ▲ 0,3 |
Круизный дом МК | 6,1 | 6,8 | ▼ 0,7 |
Бриз Лайн | 3,4 | 3,7 | ▼ 0,3 |
В рейтинг туроператоров по круизному продукту было выдвинуто 28 фирм. Шесть из них набрали более 10 голосов и вошли в число лидеров рейтинга по круизам. Рейтинг подготовлен на основании опроса специалистов 293 турфирм Москвы и МО.
Кто в топе
Голосование показало, что этим летом турагентства расставили приоритеты гораздо чётче – количество туроператоров в рейтинге сократилось. Если год назад необходимый минимум голосов для включения в итоговую таблицу набрали 11 компаний, то по итогам лета-2017 – всего шесть. Специалисты объясняют это тем, что столичные агентства стали лучше разбираться как в самом продукте, так и в его поставщиках, ориентированных на B2B-рынок.
Возглавляет хит-парад агентских круизных симпатий туроператор PAC GROUP. Это уже традиция, но в сезоне-2017 лидеру удалось ещё больше закрепить за собой лидерский статус: теперь в его активе 46,8 % предпочтений турагентств московского региона. Такой результат в PAC GROUP объясняют именно целенаправленной работой с розницей, позволяющей вовлекать в сферу морских круизов всё новых и новых продавцов. Самый яркий пример – это обучающий проект «96 друзей Оушена», запущенный в начале года и объединивший тысячи участников.
В компании CruClub, занявшей вторую строчку в рейтинге с 10,6 % предпочтений столичной розницы, назвали свой результат достижением и тоже объяснили его целенаправленной работой с агентствами. Конкуренты, со своей стороны, добавляют, что компания развивается по принципу круизного магазина и в отличие от PAC GROUP не делает ставку на какого-то одного крупного поставщика.
С символическим отрывом в 0,4 % голосов далее в рейтинге следует «Инфофлот» (10,2 %). Этот туроператор широко известен, прежде всего, как продавец речных круизов и год назад в ходе аналогичного опроса находился на втором месте в итоговой таблице. Сейчас в результате опроса агентств он переместился на третье, что, по мнению экспертов рынка, объясняется как раз смещением внимания розницы в сторону морских круизов. По этой же причине в рейтинге, вероятно, нет «Водохода».
Индивидуальные котировки остальных туроператоров, вошедших в рейтинг, за год не претерпели практически никаких изменений. Поэтому просто перечислим их и поздравим с успешным сезоном: это «Инфлот круизы и путешествия», «Круизный дом МК» и «Бриз Лайн».