У каких туроператоров бронируют морские и речные круизы на лето-2025
Служба «БАНКО» провела опрос среди 500 турфирм Москвы и области, чтобы определить их предпочтения партнерства по круизам – с кем они планируют наиболее активно сотрудничать по морским и речным путешествиям предстоящим летом. О специфике лидеров рейтингов – в этой статье.

Равный интерес
Как и годом ранее, мы предварительно поинтересовались у турагентов – участников опроса, планируют ли они работать с круизами.
Рейтинг популярности морских круизов
Прогноз на сезон лето - 2025
Вариант ответа
|
Голоса, % |
Не планирую работать по морским круизам | 35,0 |
Да, будем предлагать туристам морские круизы | 32,4 |
По запросам клиентов | 32,6 |
Рейтинг популярности речных круизов
Прогноз на сезон лето - 2025
Вариант ответа
|
Голоса, % |
Не планирую работать по речным круизам | 43,6 |
Да, будем предлагать туристам речные круизы | 31,2 |
По запросам клиентов | 25,2 |
Как видим, доля компаний, не проявляющих интереса к этому сегменту туризма, примерно одинакова и по морю, и по реке – 35 и 31,2% соответственно. А тех, кто готов предлагать своим туристам отдых на лайнерах, вдвое больше – ⅔ столичной розницы. Это говорит о том, что многолетние усилия туроператоров по популяризации круизов не проходят даром.
Восточный акцент
Основная летняя акватория для доступных российским туристам морских круизов – Средиземное море. По сравнению с сезоном-2024 в этом году на маршрутах будет задействовано не три, а четыре лайнера компании MSC Cruises. У двух порты отправления в Турции, у остальных – в Западной Европе, предложение увеличится на 30%. Кроме того, на «средиземке» четвертый год работает компания Astoria Grande, чей лайнер – пока единственный – отправляется из Сочи.
Трендом как предстоящего лета, так и следующих сезонов может стать рост популярности круизов по Восточной и Юго-Восточной Азии. До сих пор в этом регионе доминировала компания Royal Caribbean, MSC Cruises была не столь активна, но ситуация меняется. В июле-августе к маршрутам MSC из Японии добавятся безвизовые круизы из Шанхая (Китай), причем русифицированные. Туристов из России на лайнерах в ЮВА пока заметно меньше, чем в Средиземноморье. Однако спрос растет, и эта тенденция устойчивая.
MSC Cruises – международный холдинг, который в 2022 году в отличие от других мировых круизных гигантов не только не отвернулся от России, но и расширил присутствие на нашем рынке. Сейчас он служит «окном» в мир морских путешествий для российских туристов. Главный оператор турпотоков от MSC – PAC Group, он уже 19 лет представляет эту круизную компанию в России и странах СНГ.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
Морские круизы. Прогноз на сезон лето - 2025
Туроператор
|
Лето-2025, % | Лето-2024, % | +/- |
PAC Group | 46,7 | 50,8 | ▼ - 4,1 |
Инфофлот | 19,4 | 14,1 | ▲ 5,3 |
Fun&Sun | 11,4 | 12,8 | ▼ - 1,4 |
CruClub | 8,3 | 6,2 | ▲ 2,1 |
ВодоходЪ | 7,1 | - | - |
ЛаВояж-круизы&путешествия | 3,8 | 4,6 | ▼ - 0,8 |
PAC Group подтвердил лидерство в рейтинге предпочтений сотрудничества по морским круизам. По мере того как MSC увеличивает предложение круизов, спуская на воду все новые и новые суперлайнеры, растет и ассортимент PAC Group. В туроператоре предложения адаптируют под российский рынок – русифицируют, оказывают поддержку и сопровождение. Для агентств важно также то, что продвигать круизный продукт компания предпочитает именно через розницу – проводит обучающие мероприятия и дает щедрую комиссию.
Кроме того, PAC Group продает круизы сегмента люкс от Explora Journeys. Как говорят в компании, их объем туров в этом году удвоен, что соответствует росту интереса к премиальному продукту.
Вторая строчка рейтинга, как и годом ранее, досталась круизному центру «Инфофлот». Компания известна в основном благодаря речным круизам, но с прошлого года продает и морские от международных круизных холдингов. Кроме того, «Инфофлот» стал партнером судоходной компании «Созвездие», занимается продвижением круизных туров с русскоязычной поддержкой по морям Азии, а также по рекам Китая, Египта, Индии.
Своей задачей «Инфофлот», как и PAC Group, считает вовлечение в продажи круизов как можно большего числа турагентств. «Мы не стремимся “подкупить” розничных партнеров увеличением комиссии, зато даем им массу бесплатных инструментов, помогающих начать и быстро нарастить продажи круизов – от онлайн и офлайн обучающих мероприятий до готового маркетинг-бокса. Агентства это ценят», – говорят в «Инфофлоте».
На третьем месте и морского и речного рейтингов – Fun&Sun. У этого крупного туроператора тысячи розничных партнеров по всей России. Их лояльность, видимо, и позволяет занимать высокие позиции в топ-листах. «На море» Fun&Sun продает продукт MSC Cruises, а также продукт Astoria Grande (в числе тех, у кого их можно купить, нам чаще всего называли именно Fun&Sun. – Ред.). На Волге – оперирует теплоходом, взятым в аренду у «Водохода». Там Fun&Sun внедрил собственный концепт отдыха – с детским клубом и активной анимацией. К лету развлекательные программы и экскурсии обновлены.
CruClub московские турагенты поставили на четвертое место в рейтинге. У туроператора репутация верного приверженца морских круизов, но речной продукт в ассортименте тоже есть. Команду компании называют одной из самых опытных и профессиональных на рынке. Фишка Cru Club – «круизы за ручку», с русскоязычным сопровождением на заграничных маршрутах.
Участником рейтинга впервые стал классический «речник» – «Водоходъ». Он занял пятую строчку. Коллеги по круизному рынку говорят, что это не случайность. Компания договорилась о стратегическом партнерстве с Swan Hellenic, международным холдингом, специализирующимся на экспедиционных круизах. Кроме того, в системе бронирования «Водохода» представлены маршруты Astoria Grande по Средиземному морю. «У них есть намерение усилить морскую составляющую. В штате появились специалисты с соответствующим опытом. Не исключено, что рейтинговая оценка пока авансовая, но все возможности занять достойные позиции на рынке морских круизов у этого бренда имеются», – рассказал нам один из экспертов.
Ну а в речном топ-листе у «Водохода», как и годом ранее, уверенное второе место. Это крупнейшая судоходная компания России с флотом из 26 теплоходов. Участники круизного рейтинга рассматривают «Водоходъ» не столько как конкурента, сколько как партнера, обеспечивающего рынок качественным круизным продуктом и позволяющего зарабатывать на его дистрибуции, в том числе и коллегам.
Завершает морской топ-лист – «ЛаВояж-круизы&путешествия». Главным преимуществом компании называют высокотехнологичную систему бронирования. «Они хорошо комбинируют круизный продукт с наземным. Агенты пользуются, так как таких удобных платформ на рынке немного», – признают конкуренты.
На пределе роста?
Начиная с 2021-го продажи речных круизов по России прибавляют по 15–20% ежегодно. Бронирования на лето-2025 начались на месяц-два раньше обычного, еще когда не завершилась прошлогодняя навигация. Каюты на теплоходах распродаются как горячие пирожки. Казалось бы, у туроператоров есть повод к оптимизму. Однако эксперты видят проблему: новых лайнеров у нас почти не строят. Флот, прежде использовавшийся для обслуживания иностранцев на речных маршрутах по России, уже полностью задействован под отечественных туристов. Спрос рискует упереться в потолок из-за нехватки теплоходов. «Необходимо ежегодно спускать на воду хотя бы 4–5 пассажирских судов, а по факту пока видим проблемы даже с производством единственного, намеченного на этот год», – отмечает один из специалистов. Напомним, сдача лайнера «Николай Жарков», планировавшаяся к началу летней навигации, переносится как минимум на конец 2025-го. На днях кабмин РФ пообещал в ближайшие 6 лет 500-миллиардную поддержку судостроителям, упомянуто и производство пассажирских лайнеров, но что получится на практике, пока неясно.
О трех лидерах речного рейтинга («Инфофлот», «Водоходъ», Fun&Sun) мы уже рассказали выше. Здесь остановимся на остальных участниках, отмеченных среди наиболее предпочтительных для сотрудничества.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
Речные круизы. Прогноз на сезон лето - 2025
Туроператор
|
Лето-2025, % | Лето-2024, % | +/- |
Инфофлот | 35,2 | 29,3 | ▲ 5,9 |
ВодоходЪ | 24,7 | 27,2 | ▼ - 2,5 |
Fun&Sun | 12,6 | 13,6 | ▼ - 1,0 |
Дельфин | 5,3 | 5,4 | ▼ - 0,1 |
Мостурфлот | 4,3 | 3,3 | ▲ 1,0 |
PAC Group | 2,5 | 5,4 | ▼ - 2,9 |
Донинтурфлот | 2,3 | 2,8 | ▼ - 0,5 |
«Дельфин», как и год ранее, располагается на четвертой строчке. В туроператоре это объясняют «человечным подходом к продажам» – готовностью устно консультировать турагентов-партнеров. Например, помочь выбрать каюту, разъяснить особенности маршрутов и т. д.
На пятой позиции – одна из старейших речных компаний, «Мостурфлот». Есть мнение, что она может подняться выше в рейтинге, если будет предлагать не только круизы на 13 собственных теплоходах, но и партнерский продукт.
Присутствие в речном топ-листе PAC Group, скорее всего, дань известности туроператора на рынке морских круизов, хотя некоторый объем предложений по реке у компании тоже есть. Агентам, сотрудничающим с PAC «по морю», удобно и комфортно бронировать у него же и речные путешествия.
Что касается «Донинтурфлота», то это один из старейших круизных операторов России. Всю свою историю вплоть до пандемии работал исключительно с иностранными туристами. А когда их практически не стало, перестроился на сотрудничество с отечественным рынком. Сам факт присутствия в круизном топ-листе последние 2 года говорит о том, что решать эту непростую задачу у компании получается. «Масштабы деятельности пока отстают от прежних, но продукт качественный и востребованный», – дают оценку специалисты.