Горнолыжные рейтинги: итоги-2017/2018
Осторожный тренд на возрождение интереса туристов к альпийским курортам, обозначившийся еще накануне зимы, подтвердился по результатам сезона. Детали – в итоговых рейтингах, составленных Службой «БАНКО» на основании опроса топ-менеджеров 427 турфирм Москвы и Московской области.
Куда летали туристы
Как видно из таблицы популярности горнолыжных направлений по итогам сезона-2017/2018, альпийские страны показывают положительную рейтинговую динамику. Напомним, по результатам двух прошлых зим Альпы, напротив, активно сдавали позиции. Такой перелом тренда, возрождение интереса катальщиков к итальянским, французским и даже отнюдь не бюджетным швейцарским курортам эксперты объясняют, прежде всего, стабилизацией курса рубля. Кроме того, появившимися признаками прохождения пика кризиса – доходы путешественников если и не растут, то хотя бы перестали сокращаться.
Таблица 1. Рейтинг популярности горнолыжных направлений
(итог сезона зима-2017/2018)
Направление
|
2017/2018, % | 2016/2017, % | Изменение, +/- |
Андорра | 24,7 | 25,4 | ▼ 0,7 |
Италия | 20,1 | 17,1 | ▲ 3,0 |
Австрия | 16,2 | 16,6 | ▼ 0,4 |
Россия | 15,8 | 18,1 | ▼ 2,3 |
Болгария | 10,1 | 14,4 | ▼ 4,3 |
Франция | 9,0 | 6,1 | ▲ 2,9 |
Швейцария | 1,0 | – | – |
В таблице представлен рейтинг популярности горнолыжных направлений, подготовленный Службой «БАНКО» в качестве итога сезона зима-2017/2018. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными по итогам сезона зима-2016/2017. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 400 турфирм Москвы и области. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы «БАНКО».
Однако «золото» рейтинга пока удерживает Андорра, хотя её индивидуальная котировка в среде столичных турагентств впервые за последние годы не показала значительного роста. Курорты Андорры сочетают развитую горнолыжную инфраструктуру с доступными ценами. Тон популярности направлению задают и крупные туроператоры, активно организующие рейсы в Барселону. Кроме того, в Андорру охотно едут не только опытные катальщики, но и «горнопляжники» – туристы, для которых скалистые пейзажи – это, прежде всего, живописное дополнение к экскурсионке, SPA и шопингу.
На второе место рейтинга с прошлогоднего третьего поднялась Италия. Личный показатель направления вырос на 3 %. Туроператорами предлагался обширный ассортимент перевозки в аэропорты, из которых удобны трансферы на горнолыжные курорты. Отельеры обеспечили российским партнерам выгодные условия сотрудничества, так что катальщики вряд ли могли рассчитывать на экономию, организуя поездки самостоятельно.
А вот для Австрии, получившей «бронзу» рейтинга, последний аргумент не актуален. Страна остается весьма удобной для самотуристов. Путешественники часто могут получить напрямую от горной гостиницы не менее интересную цену, чем через туроператора. Вероятно, именно это обстоятельство и объясняет, почему в отличие от других альпийских направлений популярность Австрии не выросла: в сравнении с итогами опроса годичной давности рейтинг страны стабилен. Но это нетрудно объяснить – популярность Австрии всегда была на высоком уровне, нарастить продажи туров участникам рынка непросто.
Если же учесть все каналы покупки туруслуг, есть основания полагать, что турпоток в Австрию все-таки увеличивается. Ведь минувшей зимой возобновились пользующиеся спросом у катальщиков прямые рейсы Москва – Инсбрук, добавились частоты в Зальцбург, на многих курортах модернизирована инфраструктура, да и цены вполне привлекательны.
Четвертая в рейтинге – Россия, потерявшая 2,3 % предпочтений столичных турагентств по сравнению с сезоном-2016/2017 и опустившаяся на две строчки. Постепенное снижение позиций отечественных горнолыжных курортов предрекалось экспертами. Сказывается чрезмерный крен Красной Поляны в прямые продажи клиентам, что никак не добавляет очков от представителей розницы. Кроме того, пик интереса к объектам постолимпийского Сочи миновал, часть катальщиков возвращается на привычные альпийские трассы.
Еще существеннее, чем у России (на 4,3%), снизился индивидуальный рейтинг Болгарии, получившей пятое место от турфирм Москвы и области. Направление уступает по уровню горнолыжной инфраструктуры всем конкурентам, фигурантам топ-листа, а вот цены выше, чем в нашей Красной Поляне или Андорре. Кроме того, в минувшем сезоне качество снежного покрова не всегда радовало катальщиков, говорят наблюдатели.
Франция, получившая шестое место, прибавила в рейтинге 2,9 %. На направление постепенно возвращаются любители профессиональных трасс, которыми славятся французские Альпы. Отдых недешев, но спросу способствовало отсутствие резких колебаний валютных курсов, отмечают эксперты.
Возрождение интереса к Альпам вернуло в рейтинг и самую дорогую горнолыжную дестинацию – Швейцарию. У неё седьмое место и 1 % предпочтений столичных турфирм.
По ранжиру
Перейдем к топ-листу туроператоров горнолыжного рынка – именно с этими компаниями в завершившемся сезоне наиболее активно сотрудничали турагенты, принявшие участие в опросе.
Таблица 2. Топ-лист: туроператоры горнолыжного рынка
(итог сезона зима-2017/2018)
Туроператор
|
Голоса, % |
Направления**
|
PAC GROUP | 24,3 | Италия, Австрия, Франция, Андорра |
Библио-Глобус | 14,5 | Россия, Андорра, Болгария |
ANEX Tour | 10,3 | Андорра, Болгария |
Coral Travel | 9,5 | Андорра, Италия, Болгария, Австрия, Россия |
TUI Россия | 7,9 | Болгария, Андорра, Италия, Австрия |
TEZ TOUR | 7,4 | Австрия, Андорра, Италия, Франция |
Джет Трэвел | 5,8 | Франция, Австрия, Италия |
НТК Интурист | 4,3 | Италия, Австрия, Россия, Болгария |
ICS Travel Group | 3,7 | Австрия, Болгария, Италия |
Натали Турс | Андорра, Италия, Австрия | |
Sunmar | 1,9 | Андорра |
АЛЕАН | 1,4–1,5* | Россия |
ДАНКО | Италия | |
Русский Экспресс | 0,9 | Австрия |
Топ-лист туроператоров горнолыжного рынка составлен в результате опроса топ-менеджеров 427 турфирм Москвы, имеющих практику продаж горнолыжных туров. Голоса, набранные турфирмами по всем горнолыжным направлениям, суммировались. За 100 % было принято общее число упоминаний туроператоров по всем направлениям. Четырнадцать компаний, набравших в сумме наибольшее количество голосов, представлены в таблице с указанием направлений, по которым они получили значимое число голосов. Шрифтом выделены направления в рейтинге, по которым туроператор занял 1-е или 2-е место.
** Направления, по которым туроператор получил значимое число голосов.
Разобраться в раскладе сил поможет следующая таблица, в которой представлены пары лидеров по каждому направлению отдельно.
Таблица 3. Туроператоры – лидеры рейтингов предпочтений сотрудничества по наиболее популярным направлениям горнолыжного туризма
(итог сезона зима-2017/2018)
|
Туроператор |
Направление | Голоса, % |
Андорра | ||
ANEX Tour | 29,8 | |
Coral Travel | 15,8 | |
Италия | ||
PAC GROUP | 45,4 | |
Coral Travel | 9,2 | |
Австрия | ||
PAC GROUP | 37,6 | |
TEZ TOUR | 14,6 | |
Россия | ||
Библио-Глобус | 66,7 | |
АЛЕАН | 10,9 | |
Болгария | ||
TUI Россия | 22,8 | |
ANEX Tour | 21,5 | |
Франция | ||
PAC GROUP | 58,9 | |
Джет Трэвел | 21,7 |
Данный рейтинг получен в результате опроса топ-менеджеров 427 московских компаний, имеющих практику продаж горнолыжных туров. Репрезентативная выборка составлена на основе базы данных Службы «БАНКО». За 100 % было принято общее число упоминаний туроператоров по каждому рассматриваемому направлению. В таблицу включены туроператоры, занявшие 1-е и 2-е места по каждому из направлений.
Своё первенство подтвердил PAC GROUP, набравший 24,3 % предпочтений. Как отмечают наблюдатели, компания, уже много лет признающаяся лидером горнолыжного рейтинга, в минувшем сезоне реализовала стратегию «В Альпы с комфортом». Она предполагала авиаперевозку в наиболее близкие к курортам аэропорты, увеличение количества собственных представителей, расширение в ассортименте числа востребованных отелей, в том числе эксклюзивных. PAC отдали первое место по Италии, Австрии и Франции, его личная котировка выросла на 5,1 % к прошлогодней.
Второе место – у «Библио-Глобуса». Индивидуальный показатель туроператора снизился на 4,2 % по сравнению с итогом сезона-2016/2017. Прежде всего, из-за падения рейтинга России, по которой позиции «Библио» признаны наиболее сильными. Это не помешало компании удержать «серебро» в топ-листе горнолыжных туроператоров, ведь у него значимое число голосов еще по двум направлениям.
«Бронзу» получил ANEX Tour, поднявшийся с прошлогоднего пятого места с прибавкой 2,7 % рейтинговых очков. Очевидно, это следствие попадания в пары лидеров по Андорре и Болгарии. Как отмечают наблюдатели, туроператор вел агрессивную тарифную политику по этим странам, что и добавило симпатий столичных турфирм.
Четвертый – Coral Travel, чей рейтинг стабилен с символической потерей 1,2 %. Компания получила значимое количество голосов сразу по пяти горнолыжным направлениям – и благодаря активности по ним, и за счет разветвленной агентской сети.
Пятое место TUI Россия обеспечило лидерство по Болгарии, кроме того, московская розница заметила успехи компании в Андорре, Италии и Австрии.
TEZ TOUR, занявшему шестое место, поставили в заслугу работу по Италии, Франции и Андорре. А в Австрии туроператор стал вторым, он был особенно силен в регионе Зальцбургерленд, говорят эксперты.
Отметим также седьмое место «Джет Трэвел». Ту же позицию один из старожилов горнолыжного рынка занимал и в прошлом году, а в этом получил символическую прибавку в 0,5 %. На своём ключевом направлении, Франции, компания, по словам наблюдателей, не отличалась большими объемами, но сосредоточилась на турах ручной сборки.