Закон об аттестации проблему не решил
Фото Оксаны Ризнич
Гиды на Курилах жалуются, что управы на нелегалов, которые незаконно водят туристов к достопримечательностям, так и не нашлось. А тех, кто работает в правовом поле, перегрузили требованиями. Проводники, чьей главной задачей всегда было организовать поход так, чтобы обратно все вернулись целыми и невредимыми, теперь вынуждены аттестовываться как экскурсоводы и зубрить информацию тестов по истории островов. Притом что их составители из соображений патриотизма ограничились только советским периодом. Особенно нервирует специалистов то, что поделиться этими «знаниями» с туристами они потом все равно не смогут из-за особенностей маршрутов. Подробности – в интервью с экскурсоводом острова Кунашир, самого южного из Курильской гряды. В багаже Оксаны Ризнич – опыт работы туроператором, директором заповедника «Курильский», главным редактором южно-курильской газеты «На рубеже».
– Оксана, как у вас ситуация с аттестацией? Как вы и ваши коллеги отнеслись к такой необходимости?
– Я для начала уточню, что одна из особенностей экскурсии – почти постоянная подача информации. Но природные маршруты – это не прогулка по городу, где у всякого здания есть своя история и о нем можно долго и интересно рассказывать. У нас другие реалии: через весь остров проходит одна асфальтированная дорога протяженностью 50 км, от нее отходят тропы пешеходных маршрутов. Я провела эксперимент: прошла один из них и оценила возможность что-то в этом время вещать на группу. Невозможно!
– Почему?
– Как бывший работник заповедника, коренная жительница острова и журналист я прекрасно знаю историю нашего края, особенности флоры и фауны. Могу останавливаться чуть ли не у каждой елки и рассказывать о ней увлекательную историю. Но тогда до конечной точки маршрута протяженностью в 5 км мы дойдем только к вечеру, а надо еще вернуться. Развлекать группу, когда мы, например, уже час поднимаемся в гору, – никому не нужная затея. Поэтому у нас проблематично оказать такую услугу, как «экскурсия» в том виде, в каком ожидают ее получить туристы. По большому счету проводник в таком походе вообще не обязан что-то рассказывать группе, у него другие задачи: провести людей по маршруту и вернуть их живыми. Когда идешь по мысу Столбчатому, выбираешь, куда безопасно поставить ногу, за что ухватиться, и при этом ты присматриваешь за подопечными. Сложно, знаете ли, вести экскурсию, когда ты практически висишь на скале. Но термина для такой деятельности в законе нет.
– А инструкторы-проводники?
– Их задача – обучение группы безопасному прохождению категорийного маршрута. У нас таких трасс нет, здесь просто походы, но с нюансами: если задать группе слишком быстрый темп при подъеме в гору – у кого-то может не выдержать сердце. Если дует ветер, то не чувствуется жара и легко поймать солнечный удар. Таких моментов очень много, и опытные проводники это знают.
– Так они проходили аттестацию как инструкторы-проводники или экскурсоводы?
– Вот в этом и возникла сложность. На городских маршрутах закон применим, а у нас не работает! После введения обязательной аттестации многие ребята возмущались: «Я проводник! Зачем мне зубрить эти тесты?!» Но туроператор продает прогулку или поход в горы как «экскурсию», вести которую теперь может только аттестованный экскурсовод. Поэтому пришлось учить и сдавать.
– Разве плохо, что благодаря той же зубрежке туристы услышат увлекательный рассказ об острове, его природе и истории?
– У меня есть некоторое недоумение по содержанию тестов. Например, обсуждали с коллегой такой вопрос: когда на рыбоводном заводе Кунашира выпустили первого малька? Во-первых, сами подумайте: их выпускают не по одному, а сразу десятками. Во-вторых, правильный ответ в тесте – «в 2018 году», а я как коренная жительница, знаю, что такие заводы работали на острове еще при японцах… И таких моментов искажений истории много. В итоге страдают все: у туроператоров не хватает аттестованных экскурсоводов, проводники вынуждены запоминать какую-то странную информацию, гости острова покупают экскурсию, а получают поход, в котором тот самый аттестованный экскурсовод не имеет физической возможности что-либо рассказывать.
– Может быть, отложить рассказ до прибытия к достопримечательности, например?
– Допустим, группа прошла 3 км и дошла до конечной точки. Одним хочется искупаться, другим сделать фото, третьим рассмотреть рачка или собрать камушки. Люди отдыхают, наслаждаются природой каждый по-своему. А по возвращении все уже настолько устали и переполнены впечатлениями, что им и подавно не нужна информация. Бывают, конечно, исключения. Я в туризме давно, знакомых много, иногда звонят: «Мы ходили к вулкану Менделеева, думали экскурсия на весь день, а уложились в 3 часа. У нас полдня свободно, покажите нам еще что-нибудь». А я по новому закону не имею права.
– Вы не аттестованы?
– Я как та баба-яга, которая всегда против, – отшучивается собеседница. – На возраст и здоровье не жалуюсь, но водить людей в пешие походы уже не хочу. Д и тупо зубрить информацию, с которой я не везде согласна, тоже как-то странно. Поэтому выбрала некий срединный путь: у меня есть свой гектар, где я оформила экотропу, и внутри своего маленького «музея» могу часами рассказывать истории об острове и его уникальной природе. Это другая услуга, аттестации не требует.
– А нелегалов в итоге выдавили с рынка?
– Это еще один неработающий механизм. Например, у нас любой таксист может сказать: «А дай-ка я после работы свожу туристов на вулкан Менделеева. И оп! – выкладывает объявление на «Авито»: «Провожу экскурсии». В подавляющем большинстве случаев это еще и нелегальная предпринимательская деятельность. О фактах применения штрафов мне лично не известно.
В реестре экскурсоводов и гидов переводчиков на Сахалине и Курилах зарегистрировано 125 человек. Возможно, список будет пополняться, но пока что аттестованные экскурсоводы работают через туроператоров с группами, а самостоятельных туристов по природным тропам Кунашира продолжают водить местные жители, у которых есть только время и желание.