До 500 тыс. рублей – за обвес, обсчёт и (!) дезинформацию потребителей
Депутаты от фракции «Справедливая Россия» на прошлой неделе внесли в Госдуму проект поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) с целью ужесточить ответственность за нарушение прав потребителя. А именно – за обвешивание, обсчёт, введение потребителей в заблуждение относительно свойств или качеств товара / услуги, нарушение права на получение необходимой и достоверной информации о товаре / услуге.
Штраф за эти деяния предполагается устанавливать в зависимости от стоимости приобретённого клиентом продукта. Если она не превышает 250 тыс. рублей, то за обвес, обсчёт и дезинформацию Роспотребнадзор сможет наказать юрлицо на сумму до 70 тыс. рублей (в случае ратификации законопроекта). Если цена сделки – от 250–500 тыс. рублей, то штраф – до 100 тыс. рублей. Если же товар / услуга ещё дороже, то нарушитель прав потребителя может расстаться с 500 тыс. рублей.
Понятно, что для отрасли в этом законопроекте актуален пункт, касающийся достоверного информирования клиентов о приобретаемых услугах. (Вот один из примеров на страницах HotLine.travel).
Фёдор Коробков, юрист Клуба защиты прав туристов, приветствует инициативу депутатов от «Справедливой России»: «Жалобы клиентов часто бывают связаны именно с тем, что при бронировании тура им обещали одно, а на практике предоставили иное. Нам удавалось отстаивать интересы туристов в таких ситуациях. Но если штрафы будут увеличены, то это может подействовать как профилактическая мера – в турфирмах будут более серьёзно относиться к правам потребителей».
Юристы, представляющие интересы профессионального сообщества, комментируют инициативу «Справедливой России» неоднозначно. «Защита прав потребителя – вотчина Роспотребнадзора, и тут возникает традиционный вопрос, как будут новые требования трактоваться, – говорит юрист МГП Инна Руденская. – В результате процесс реализации турпродукта может усложниться из-за препирательств между туроператорами и турагентами по поводу того, кто какую информацию и в какой форме должен предоставить потребителю».
«Предоставление недостоверной информации довольно сложно доказать», – отмечает юрист Полина Барабанова, топ-менеджер BLS CUSTOS GROUP. По её наблюдениям, Роспотребнадзор обычно не связывается с такими делами.
В любом случае, общий тренд очевиден – дополнительная защита потребителя. Если проект будет принят, то он усилит ожидаемый эффект от поправок в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», которые вступят в силу в 2017 году.
Следите за полётом законотворческой мысли по дальнейшим публикациям в онлайн-журнале HotLine.travel.