Госдума приняла Закон об усилении ответственности участников туррынка
19 февраля Госдума рассмотрела в третьем чтении Закон об усилении ответственности участников туристического рынка.
Напомним, что первая редакция этого законопроекта была разработана летом 2014 года по горячим следам после серии крахов туроператоров. За полтора года документ не раз менялся. Представители туриндустрии пытались максимально снизить финансовую и административную нагрузку, возлагаемую на игроков рынка. Законотворцы, наоборот, стремились создать для туристов денежную подушку, зачастую не особо вдаваясь в тот факт, что предприниматели физически не в состоянии выполнить их требования. Что изменилось в Законе после всех чтений и как с этим станем жить в новом году – разбираем по полочкам.
Зачем нужна отсрочка
По словам экспертов, по сравнению со вторым чтением, состоявшимся в декабре, в документе есть значимые изменения. Закон вступит в силу не в этом году, а с 1 января следующего.
Это нужно для синхронизации туристического закона с изменениями в Налоговый кодекс. В соответствии с ними туроператоры выездного туризма будут избавлены от необходимости платить налог с отчислений в «Турпомощь», рассказал корреспонденту HotLine.travel глава этой ассоциации Александр Осауленко.
А взносы вырастут, но не так, как могло бы быть.
Сколько заплатят туроператоры
Туроператоры выездного туризма будут обязаны платить не в один фонд при «Турпомощи» как сейчас, а сразу в два: в фонд персональной ответственности и резервный. (Подробнее о цифрах отчислений читайте по ссылке). Кроме того, сохраняется и необходимость получения фингарантий.
Правда, турбизнесу удалось отвоевать себе некоторые поблажки. Во-первых, минимальная планка фингарантий снижена с 30 до 10 млн рублей. По словам специалистов, судя по тексту документа, воспользоваться этим правилом смогут практически все компании, за исключением самых крупных. Во-вторых, есть оговорка, позволяющая туроператору не получать фингарантии в случае, если его фонд персональной ответственности составляет 7 % от общей цены турпродукта в год. Кстати, изначально эту планку хотели установить на уровне 10 %, но турбизнесу удалось её снизить. Минимальный взнос в компенсационный фонд «Турпомощи», который переименован в резервный, тоже снижен – со 100 до 50 тысяч рублей.
Тем не менее, учитывая ситуацию на рынке и нежелание страховщиков работать с турбизнесом, все эти отчисления в итоге повышают нагрузку на участников рынка. Можно предположить, что количество туроператоров выездного туризма продолжит резко снижаться. Напомним, что по состоянию на январь этого года в «Турпомощи» числилось 975 компаний. Год назад было почти вдвое больше – 1746.
Государство переходит на личности
Законопроектом впервые вводятся требования к лицам, занимающим должности руководителя туроператора, его заместителя и главного бухгалтера, в частности, наличие неснятой или непогашенной судимости, совершение нарушений законодательства РФ о туристской деятельности, дисквалификация должностного лица (по аналогии с законодательством о банках и банковской деятельности). В развитие данного нововведения дополнены основания для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр – в случае несоответствия должностного лица туроператора установленным требованиям.
Всё это означает, что должностным лицам туроператоров придётся получать справки об отсутствии судимости и представлять их в Ростуризм. В какие сроки – непонятно, так как порядок реализации этих норм будет определён позже. Пока можно сказать только то, что заявку на оформление справки можно подать на сайте госуслуг. Она будет готова в течение 30 дней. А вот получать документ придётся лично. Причём, к примеру, на всю Москву есть только два отделения ГУВД, где осуществляют выдачу таких документов: на улице Новослободская, 57, и 2-й Колобовский переулок, 8.
К чему готовиться турагентствам
Для турагентств закон, по большому счёту, ничего не меняет. Нетни обязательного членства в СРО, ни норм, предусматривающих обязательное членство в реестре.Но зато присутствуют фразы, которые вызывают удивление юристов.
«Туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком».
По мнению Георгия Мохова, «Персона Грата», это фраза – юридический перл, так как основные положения, регулирующие отношения предпринимателей, уже присутствуют во всех прочих нормативных актах. «Нет смысла их переносить из закона в закон», – считает эксперт.
То же самое можно сказать и по поводу нормы «от имени и по поручению». В новом законе эта фраза присутствует в таком контексте:
«Продвижение и реализация туристского продукта осуществляется турагентом на основании договора, заключённого туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора».
Димитрий Морозов, директор департамента правового консалтинга УК «Горячие Туры», считает, что такая формулировка соответствует уже действующей схеме сотрудничества туроператоров и агентов. Иными словами, туроператор вправе устанавливать для турагента любые форматы работы, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, как от своего имени, так и по поручению.
Электронная путёвка – в 2018 году
Согласно статье 10, пункт 3, для заключения договора о покупке турпродукта турист может передать туроператору или агенту нужную информацию в электронной форме, т. е. оформить так называемую электронную турпутёвку. Храниться такая путёвка будет в единой информационной системе, отвечать за которую станет Ростуризм. Однако такой подход может добавить и проблем туроператорам, так как никто не может гарантировать бесперебойной работы такой системы или утечки данных.
Возможно, в закон ещё внесут изменения вышестоящие инстанции. Но вряд ли они будут кардинальными. Так что у туриндустрии ещё есть время, чтобы приготовится к изменённым условиям работы.