logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Эксклюзив в деталях: что предлагают ведущие туроператоры по ЮВА
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
18:09, 20 апреля 2016

Как грамотно нарушать закон?

Что обсуждали на семинаре «Персона Грата». И при чём здесь Далай-лама

Изучай правила, чтобы знать, как их грамотно нарушать. Эти слова приписывают Далай-ламе XIV. Редакция, кстати, может не разделять его точку зрения. Но именно с такой установкой пришли руководители турфирм 20 апреля на семинар по теме изменений в отраслевом законе, организованный юридическим агентством «Персона Грата», компанией «ERV. Туристическое страхование» при информационной поддержке HotLine.travel.

Как грамотно нарушать закон?

Конференц-зал в отеле «Холидей Инн» на Симоновском валу был полон. Драматические реплики с мест, острые вопросы, долгие дебаты со спикерами в кулуарах... В общем, было на что посмотреть. О самых ярких моментах конференции рассказывает корреспондент HotLine.travel Наталья Меньщикова.

Лёгкая прогулка по закону

Для начала учредитель «Персона Грата» Георгий Мохов провёл для собравшихся, как он выразился, лёгкую «обзорную экскурсию» по изменениям в отраслевом законе. Многие из них уже обсуждались на HotLine.travel. Из того, что не на слуху: вводится новый порядок оказания экстренной помощи туристам, а также другой подход к выплатам фингарантий.

Фонд «Турпомощи», который ранее назывался компенсационным, сейчас переименовывается в резервный, из этих средств финансируется только вывоз в Россию туристов, оказавшихся за рубежом в момент краха туроператора. И, при необходимости, их размещение в отеле до момента отъезда на родину.

Вторая копилка, с нуля создающаяся при «Турпомощи», именуемая фондом персональной ответственности туроператоров,  предназначена для возмещения ущерба по неисполненным договорам. То есть для компенсаций тем клиентам, которые не улетели на отдых.

Светлана Панова, директор по развитию «ERV. Туристическое страхование», отметила важный пункт обновлённого ФЗ, касающийся фингарантий. Сейчас туристы могут претендовать на компенсации в случае неоказания и ненадлежащего оказания туруслуг (замены отеля, проблем с перевозкой и прочее). С 2017 года фингарантии могут быть задействованы только в ситуации, когда туроператор официально объявит о прекращении бизнеса и уже исчерпает свой фонд персональной ответственности. Все проблемы с качеством турпродукта при «живом производителе» будут квалифицироваться как нестраховой случай.

Как грамотно нарушать закон?

Туроператор, активы есть?

Георгий Мохов на семинаре обратил внимание собравшихся на ещё один пункт обновлённого закона, который пока публично не обсуждается. «Он просто находится в самом конце поправок, мало у кого хватает терпения дочитать до 50-й страницы...» Суть в чём: помимо фингарантий, компенсационного и резервного фондов «Турпомощи», законодатель создал механизм по предотвращению скандальных банкротств.

Статья 17.7 в новом законе гласит, что туроператор обязан соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности – нормативного соотношения своих активов и обязательств. Как это будет работать, пока неизвестно: нормативы ещё предстоит сформулировать в подзаконных актах, но если они будут достаточно строгими, то для обеспечения устойчивости туроператорского бизнеса не потребуется даже фингарантий, отметил Георгий Мохов.

Эти слова прозвучали даже несколько зловеще – нагрузка на туроператоров после вступления в силу обновлённого ФЗ № 132 и так значительно вырастет. 

А упомянутая статья 17.7 ещё и предписывает доказывать наличие у производителя неких активов, которые должны будут покрывать финансовые обязательства перед партнёрами и клиентами.

Иные формы жизни

В общем, всё идет к тому, что количество компаний, имеющих официальный туроператорский статус, продолжит сокращаться. Сейчас их около 500, а в последнюю «перепись» насчитывалось 2 580. «Беспрецедентное снижение численности субъектов бизнеса, – сказал Георгий Мохов. – Когда и где такое было? Может, только в игорном бизнесе, когда его у нас запретили».

В то же время турфирмы, которые выбыли из реестра, не ушли с рынка, они преобразовались в другие «формы жизни». В частности, ведут продажи отдельных туруслуг – перевозки и гостиниц вне пакета.

Кстати, в зале таких оказалось немало. Из аудитории сыпались вопросы: «Правда ли, что в новом законе этот бизнес тоже квалифицируется как туроператорская деятельность?» «Что если продавать перевозку и размещение не только разными договорами, но и через разных юрлиц? Это будет противоречить закону?» «А если продажа билетов и гостиницы разнесена во времени? Сегодня человек у меня купил перевозку, завтра размещение, – считаюсь ли я тогда туроператором?» «А может, лучше так – авиабилеты продать, допустим, мужу,  а гостиницу – жене? Имеет турфирма право это делать, не имея официального статуса производителя туруслуг?»

Как грамотно нарушать закон?

В ответ на все вопросы прозвучала короткая цитата из ст. 10 обновлённого закона: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

Если подходить к делу формально, то продажа перевозки и размещения через разных юрлиц или же разным людям (вариант «муж-жена», см. выше) закону не противоречит. Но имеет имиджевые последствия для турфирмы. Многих клиентов, бесспорно, насторожат такие витиеватые юридические отношения.

Кроме того, если возникнет судебный конфликт или же ЧП на отдыхе, и выяснится, что данный конкретный турист не имеет права ни на фингарантию, ни на компенсации из фондов «Турпомощи», то тут уже правоохранительные органы будут подходить к делу неформально. И докажут, что продажа отдельных туруслуг на самом деле была мнимой. «Вам же мошенничество впаяют, извините за непарламентскую лексику, – доходчиво объяснил Георгий Мохов. – То есть инкриминируют, что вы ввели клиента в заблуждение относительно потребительских свойств продукта».

А что у нас революционного?

Обсуждалась также тема отношения туроператоров и турагентов после вступления в силу поправок в отраслевой закон.

Учредитель «Персона Грата» выразил надежду, что до 1 января 2017 года  ещё удастся удалить из этого документа одиозную норму, предписывающую турагентствам действовать по доверенностям поставщиков. «Но даже если не удастся, будем стоять на том, что турагент имеет право работать без этой доверенности – то есть от своего имени, а не только от имени туроператора».

В принципе, сама эта правовая коллизия даёт широчайшее поле для деятельности юристов на туристическом рынке – судиться нам, не пересудиться, и с потребителями, и друг с другом (ТО-ТА).

В заключение Георгий Мохов подробно остановился на той новации закона, которую он считает поистине революционной. А именно – на теме электронной путёвки. Именно внедрение единой базы учёта проданных туров, которая должна заработать в 2018 году, произведёт очередной переворот на туристическом рынке. Выкосит значительную часть агентского сегмента, поскольку потребует больших расходов.

Впрочем, эта тема заслуживает отдельного подробного материала на HotLine.travel.

А в заключение короткого отчёта о сегодняшнем семинаре можно отметить: собравшиеся сочли его очень полезным (тем более что проводился он бесплатно). И в кулуарах говорили о том, что хорошо бы подобные акции сделать регулярными.

  • Законотворчество
Автор Редакция
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Туристическим гидам на Курилах не нравится аттестация и конкуренты-нелегалы
Туристическим гидам на Курилах не нравится аттестация и конкуренты-нелегалы

Законотворчество

08/10/2025
Турбизнесу посоветовали избегать «налоговых оптимизаторов»
Турбизнесу посоветовали избегать «налоговых оптимизаторов»

Законотворчество

26/09/2025
Чтобы туристы не падали с крыш, гидов поделили на белых и серых
Чтобы туристы не падали с крыш, гидов поделили на белых и серых

Законотворчество

24/09/2025
Страсти по турпродукту: зачем пытаются исправить ключевое для туризма понятие?
Страсти по турпродукту: зачем пытаются исправить ключевое для туризма понятие?

Законотворчество

17/07/2025
Дополнительный сбор с туров за границу может стать реальностью
Дополнительный сбор с туров за границу может стать реальностью

Законотворчество

24/12/2024
Что изменится при выезде из России и будут ли отбирать загранпаспорта?
Что изменится при выезде из России и будут ли отбирать загранпаспорта?

Законотворчество

24/05/2023
Запрет на выезд по новому закону: кого он коснется и какие последствия ждать туризму
Запрет на выезд по новому закону: кого он коснется и какие последствия ждать туризму

Законотворчество

12/04/2023
Туроператор: задолженности перед туристами больше, чем кажутся
Туроператор: задолженности перед туристами больше, чем кажутся

Законотворчество

04/02/2023
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение