О чем говорили на стендах
На MITT и «Интурмаркет» в 2009 г. приехали даже те представители мировой туриндустрии, кто раньше не видел в таких мероприятиях смысла. Они хотели лично выяснить, в каком состоянии российский рынок, «все ли живы». Переговоры шли в очень напряженном ритме, а в перерывах экспоненты обменивались кулуарной информацией, делились надеждами и опасениями, связанными с наступающим сезоном. Фрагменты услышанных неформальных разговоров «ГЛ» публикует в традиционной поствыставочной рубрике «Под коньячок».
Российский туроператор говорит:
– Слышал, TEZ Tour и «Нева» отказались от услуг «Трансаэро». TEZ Tour вроде бы вообще не будет сотрудничать с этой авиакомпанией, а «Нева» только на болгарском направлении. Причина, думаю, ясна. Просто перевозчик не хотел идти на уступки партнерам, не соглашался на скидки, выставлял слишком жесткие условия переноса и отмены рейсов. Кто, знает, может, они еще и договорятся. Вот «Путешествуй», например, тоже «ссорился» с «Трансаэро», а теперь ничего, летают. С другой стороны, не исключено, что авиакомпания теперь поменяет свои принципы работы, станет более открытой для «широкого круга» игроков.
Другой игрок сообщает:
– А я не могу с ходу сказать, у кого тарифы будут ниже, у «Трансаэро» или у «Аэрофлота». Нацперевозчик, к слову, тоже упирался до недавнего времени, не хотел снижать цены. Но нам-то пора определиться с полетными планами, надеюсь на выставках решить этот вопрос.
Посетитель выставки высказывается:
– Говорят, многие иностранцы приехали на туристические форумы в Москву, чтобы, наконец, получить деньги от должников. Вы хоть одного туроператора знаете, который никому не задолжал? Кстати, почти никто из зарубежных партнеров не собирается уезжать после окончания выставок. У всех в планах задержаться в столице. К чему бы это?
Участник российского рынка говорит:
– Кто знает, что происходит в «Зевс Трэвел»? Такая хорошая компания, и почему там больше не работает Реваз Мгеладзе, директор московского офиса? И кипрское отделение компании, которое занимается приемом туристов, тоже недавно покинул руководитель.
Его коллега удивляется:
– Интересно, в чем причина того, что VKO Travel никак не объявит о сделке с TUI? Она ведь уже состоялась, я давно об этом слышал. Кажется, и все документы подписаны. Или нет? Может, из-за кризиса TUI решил повременить с покупкой?
Гость выставки делится:
– Задолго до выставок написал письмо директору «Фороса» о продолжении сотрудничества. Ответа до сих пор не получил. Получается, плохо у них идут дела? Впрочем, меня это не удивляет. Слишком велика конкуренция среди систем бронирования. Все участники этого сегмента рынка «гасят» друг друга. Тем, у кого очень уж туго с финансами, остается продаться или закрыться. Совсем недавно, кстати, «Форос» хотел найти инвестора, и не вышло. Мне говорили, что и «Туры.ру» ищет покупателя. У нашей компании в разы снизились бронирования через эту систему за последний год.
Экспонент рассказывает:
– Российские туроператоры не выплачивают депозиты за квоты в болгарских отелях. У них все шансы остаться без топовых контрактов. До берлинской выставки ITB болгары кусали локти, потому что не было заявок от немцев. Зато теперь туроператоры из Германии засыпали предложениями о сотрудничестве, поэтому наши нерасторопные соотечественники могут оказаться у разбитого корыта.
Туроператор с Родоса говорит:
– У меня такое ощущение, что главным полем битвы опять окажется Крит, ведь амбиций у российских игроков меньше не стало. Хотя… В этом году на Родосе тоже будет жарко: местные принимающие компании еще перед кризисом заключили эксклюзивные контракты с отельерами, надеясь на бешеный спрос. Интересно, как теперь они планируют выполнять свои обязательства? Вы следите за ситуацией!
Представитель критского инкаминга переживает:
– Год назад на весенних выставках мы уже понимали перспективы сезона! А сейчас никто ничего не может мне рассказать о сотрудничестве – никаких планов, никаких обещаний. Как работать? Наши отельеры скинули цены, насколько это было возможно, – на 5–15%. Дальше нельзя, иначе Греция превратится в Турцию. К тому же авиакомпании снижают прайсы на 20–25%. Следовательно, пакет в итоге получается дешевле. Но русские туроператоры все равно отказываются прогнозировать объемы. Несколько дней я здесь, но все без толку.
Директор критской турфирмы говорит:
– Авиакомпания Aegean Airlines прекращает полеты из Ираклиона в Москву. Не стала конкурировать с «Трансаэро», у которой цены ощутимо ниже. Нашему перевозчику тоже пойти бы на уступки, да не хочет из принципа, такая у него политика.
Сотрудник визового центра Греции в России рассказывает:
– Согласно статистике посольства Греции, в феврале выдано на 50% меньше виз, чем за тот же месяц прошлого года. Насколько мне известно, количество въездных документов, оформленных болгарским и чешским визовыми центрами, сократилось на 30–40%. Не понимаю, почему Греция пострадала в большей степени.
Российский туроператор отмечает:
– Посмотрим еще, как визовый центр Греции будет работать в пик сезона: он открылся осенью и пока не прошел «проверку на прочность». Но один из его минусов уже очевиден: из-за появления этого посредника туристы вынуждены платить Ђ70 за оформление въездного документа вместо Ђ35. Кроме того, недавно центр ввел новые правила: документы на визу необходимо подавать не ранее, чем за месяц до поездки. Зимой таких ограничений не было. Разве все это стимулирует продажи?
Отельер из Туниса констатирует:
– Я и мои коллеги ждали выставок, чтобы оценить обстановку на российском рынке. Оценили. Оптимизма она не внушает. Первый вылет в Тунис авиакомпания «Трансаэро» и пула ее заказчиков намечали на 22 марта, но старт не состоялся. Когда такое было? Придется идти на крайние меры – резать прайсы на четверть…
Туроператор из Дубая признается:
– Вот теперь-то мы в полной мере осознали, что такое кризис. Наше правительство даже собирается снизить стоимость виз для россиян процентов на 30. Только я вам этого не говорил…
Его дубайский коллега говорит:
– Лично я заметил, что интерес к нашему направлению только возрос. Ко мне на выставках толпами подходили туроператоры, интересовались, как начать сотрудничество с моей компанией, строят планы на следующий сезон. Каталоги разлетелись в считаные секунды! Я доволен, что приехал в Москву.
Турецкий отельер рассуждает:
– Допускаю, что объемы российских туристов на наши курорты сократится где-то на 10%. Это не страшно. Вот если турпоток снизится до 50%, будет уже плохо… Но я не верю, что такое произойдет. Все-таки Турция остается направлением номер один для россиян. И цены пока вполне приличные.
Руководитель египетской комапнии удивлен:
– Я впервые приехал на московские выставки. С Россией раньше никогда не работал, хотя и слышал, что для русских Египет – ключевое зимнее направление. А тут наш министр по туризму заявил, что российский рынок – номер один по количеству отправленных к нам туристов в 2008 г. 1 млн 800 тыс. человек! Теперь я тоже хочу принимать ваших клиентов. Но вот что меня поразило: все главные туроператоры по Египту в России – с турецким акцентом! Какая-то монополия получается. Нигде такого не видел, даже не знаю, как здесь работать…
Индийский туроператор сетует:
– Зимний сезон не удался. Со стороны России турпоток упал на 30%. Отельеры, конечно, приняли меры и цены опустили, но это не помогло. На следующий год даже боюсь строить прогноз. Хочу сконцентрироваться на VIP-туризме в Дели, может, тогда снова начну зарабатывать.
Владелица гостиницы в Индии рассказывает:
– Я сразу поняла: ждать от зимы нечего. И скинула цены на 40%. Меня возненавидел весь рынок Гоа, обвиняли в демпинге, уговаривали вернуть прежние тарифы, чуть ли не угрожали. А потом поняли: выхода-то нет. К тому же коллеги заметили, что гостиница у меня снова стала заполняться. Пришлось им последовать моему примеру. Но я, похоже, так и осталась на рынке персоной нон грата.
Другой индийский отельер продолжает тему:
– Да, поздно я решился на скидки. Не хотелось менять ценовую политику, все-таки Гоа всегда был популярным направлением. Я думал: уж русские-то точно поедут. И вот в результате, даже с заниженными тарифами, мой отель стоит полупустым…
Оператор по круизам делится наблюдениями:
– Конкуренция между зарубежными круизными холдингами сейчас обострилась как никогда. Вот сегодня, например, у Royal Caribbean & Celebrity (RCCL) акции упали на 10%. Его соперник – Carnival Corporation – только и ждет, пока у RCCL дела пойдут совсем плохо, чтобы купить его. Он уже пытался совершить эту сделку пару лет назад, но ему запретил Антимонопольный комитет. Ведь тогда Carnival прибрал бы к рукам основные круизные маршруты по всему миру.
Российский игрок уверен:
– По-моему, все, кто из экономии отказался от участия в выставках в этом году, поставили себя в очень невыгодное положение. Теперь им будет труднее доказать, что они по-прежнему на плаву.
Другой российский туроператор говорит:
– Моя компания решила уже сейчас инвестировать деньги в осеннюю выставку «Отдых» и MITT 2010. Чего ждать? Кризис не вечен, а отказываться от продвижения своей фирмы на рынке было бы неправильно.