Готовы ли туроператоры по Турции работать с нестандартны-ми заявками?
Даже на турецком направлении становится все больше туристов, которых уже не устраивает типовой формат отдыха: «отель – шведский стол – пляж». В шкуре одного из таких клиентов и предстал на этот раз корреспондент «ГЛ», предложив турфирмам несложную, но весьма непривычную задачку.
Итак, готовы ли участники рынка выходить за рамки поточных технологий, чтобы удержать туристов, не располагающих большими бюджетами, однако… имеющих при этом особые запросы?
Компания из шести молодых людей отправляется в Турцию. Продолжительность тура – четыре дня, с 16 по 20 июня. Требования: три двухместных номера в отеле 5* на анталийском побережье (первая линия); питание – завтраки; прокат автомобиля на весь срок поездки.
Дано:
Найти:
Самые бюджетные варианты.
По нашей версии, компания намеревалась активно путешествовать на машине. А потому не желала быть «привязанной» к отелю днем. И, соответственно, переплачивать за вездесущую в Турции систему all inclusive. Собственно, поиском гостиницы, работающей лишь на завтраках, мы и рассчитывали обескуражить испытуемых туроператоров. И, сознаемся, не предполагали, что у некоторых из них вызовут трудности иные обстоятельства… Но об этом – чуть позже.
Итак, представившись участником поездки, я предложил трем весьма известным на турецком рынке ТО организовать наш тур. Заметим: запросом занимались их отделы по работе с частными лицами или же собственные офисы продаж. А одновременно я взялся за самостоятельное бронирование.
Вторник, 13 апреля. Интернет-мониторинг гостиничного ассортимента Антальи и окрестностей выявил лишь несколько объектов, предлагавших проживание на базе завтраков или полупансиона. Но не все они мне подходили. Mardan Palace и Kempinski (Белек) позиционирующиеся в сегменте luxury, сразу отправляю в «игнор-лист»: расценки там от €255 и €208 за двухместный номер в сутки соответственно. Если это рассчитано на молодежь, то исключительно на «золотую».
Останавливаюсь на Dedeman Antalya Convention Centre 5*, что в местечке Лара. На сайтах туроператоров отель продается дешевле, чем все «пятизвездочники», работающие на all inclusive, да и параметры вполне устраивают: первая линия моря, огромная территория, наконец – принадлежность известной цепочке. Из минусов – бетонный пляж-платформа, но для компании, собирающейся использовать гостиницу в основном лишь как место ночлега, это не так уж и существенно. Зато из описания следует, что здесь «самый большой в Анталье» аквапарк.
На сайте Dedeman обнаружилась весьма удобная форма бронирования для частных лиц, даже с онлайном, – система сразу показала доступные в наши даты варианты размещения и цены. Три двухместных номера на условиях Bed & Breakfast с 16 по 20 июня обойдутся в €948 ($1284), т. е. €79 ($107) с комнаты за ночь – тариф с учетом скидки 21% за раннее бронирование. Но не будем спешить с отправкой заявки – сначала определимся с авиаперелетом.
На момент поиска билеты в свободной продаже были только у «Аэрофлота» и Turkish Airlines. Однако тарифы «кусались»: у «Турецких» – €378 ($515) с пассажира, и это за перелет с длительной стыковкой в Стамбуле – дорога в одну сторону заняла бы 12–13 часов! Отечественный нацперевозчик предлагал прямой маршрут, но цена – от 28 тыс. рублей с учетом сборов (почти $1000)... Придется обратиться к билетным интернет-ресурсам. Удача улыбнулась на airtickets24.com, выдавшем комбинацию рейсов: «Аэрофлотом» до Стамбула, далее – турецким лоукостером Atlas Jet до Антальи. Итого – €279 ($380). Пересадка вполне приемлемая по временным затратам: вылетев из Москвы в 9.50, в Анталье мы оказались бы в 16.05. Обратный рейс – в 9.30, и примерно такой же продолжительности. Кстати, у Airtickets порадовал русифицированный сайт и наличие московского офиса – вовсе не лишнее в случае проблем при покупке билета.
Теперь можно резервировать отель. Интересно, а какие тарифы на выбранный мной вариант анонсируют системы интернет-бронирования? Захожу на expedia.com, и, как выясняется, не зря – за проживание в Dedeman 5* более трех суток здесь дается скидка 30%. Итоговая цена – $1131, за три двухместных номера с 16 по 20 июня получается… ниже, чем на сайте самой гостиницы (напомним – $1284).
Итак, перелет и проживание есть. Время уже вечер, так что автомобиль в аренду поищем завтра. А пока поинтересуемся, что предложат туроператоры.
Елена, менеджер ТО № 1, сразу обратила мое внимание на Dedeman. «Только вот минимальный пакет в этот отель у нас – недельный. На обратный чартер, который вылетает двумя днями раньше, мы вас посадим, но проживание придется оплатить за все шесть ночей», – расстроила девушка. Как же это знакомо по нашему редакционному эксперименту с «самостоятельным бронированием» горнолыжной Австрии (см. статью «Дикари поневоле» в «ГЛ» № 1–2 за 2010 год)! В турецком варианте тур на шестерых обошелся бы нам в $4066, причем без аренды автомобиля: «Таких услуг не оказываем, можем только дать ссылку на сайт с недорогими машинами». А вот просьба продать авиабилеты на чартер Москва – Анталья – Москва была встречена с пониманием: «Обращайтесь за три недели до вылета – места будут». Правда, менеджер не дала гарантии, что объявленная цена ($315, включая топливный сбор) сохранится и на день покупки. А значит, мне как гипотетическому клиенту не стоит жалеть о ранее «забронированной» более дорогой «регулярке» ($380)
Среда, 14 апреля. Утро я начал общением с Ириной, сотрудницей одного из офисов продаж ТО № 2. Для начала пришлось провести ликбез по отелям Антальи, работающим не на all inclusive. Получив от меня перечень гостиниц, менеджер пообещала запросить цены и сформировать к следующему дню индивидуальный тур, так как пакетные путевки и у этого ТО предлагались минимум на неделю. Признаться, я уже было списал Ирину со счетов – слишком уж неубедительным казался ее уровень компетенции. И напрасно! Она перезвонила уже через час. Весьма четко расписала поездку по составляющим – наиболее бюджетным предсказуемо оказался вариант с Dedeman: перелет чартером – $340 на человека, включая топливный сбор; проживание – три двухместных номера из расчета $111 в сутки за каждую комнату; страховка – $10 на путешественника; микроавтобус в аренду на пять дней – €460 ($627). Итого – $4059. Добавим: изначально «довеском» к авиабилетам шел групповой трансфер ($10 на человека), но когда я заметил менеджеру, что мы не будем пользоваться этой услугой, она без всякого торга исключила ее стоимость из прайса.
У Ольги, представляющей ТО № 3, обработка запроса заняла день. К вечеру мне были представлены следующие варианты: Hill Side SU 5* по суточной цене $194 за каждый из трех двухместных номеров, Marmara Antalya 5* – по $132, но самым дешевым вновь оказался Dedeman – $129, причем в тариф уже включена страховка. С учетом перелета – $340 на человека, тур в эту гостиницу на шестерых обходился в $3588. Итоговую картину портило рекордно дорогое предложение по аренде машины – €620 ($845) за микроавтобус. И еще: Ольга весьма невнятно описывала преимущества и недостатки отелей, ссылаясь на то, что «спрашивают в основном all inclusive, а в интересующие нас комплексы отправлять туристов приходится крайне редко». За более детальной информацией мне посоветовали обратиться на сайт tophotels.
В ожидании ответа от ТО № 3 я занялся поиском автомобиля в аренду, чтобы окончательно сформировать наш самостоятельный тур. Google выдал несколько ссылок на профильные ресурсы. Сравнив цены, выбираю Atlaschoice.com, где девятиместный мини-вэн на пять дней обходился в $332. Как только «бронирование» было завершено, позвонила Елена из ТО № 1 – та самая, что отказала в аренде машины, но обещала помочь с информацией. И правда, рекомендованная ею компания предлагала более дешевые микроавтобусы, нежели удалось найти мне – всего €204 ($278). К тому же фирма не требовала предварительной оплаты кредитной картой – деньги на месте, водителю. Наверняка реальный путешественник-«дикарь» не преминул бы воспользоваться «подарком» от ТО № 1, но мы ради корректности результатов не стали этого делать, ведь на тот момент у нас уже была «отправлена» заявка в Atlaschoice.
Четверг, 15 апреля. Информация собрана, и редакционный эксперимент можно завершать. Однако мы решили: а почему бы не поторговаться с испытуемыми компаниями? Интересно, как они отреагируют на стандартный аргумент туриста, мол «то же самое «за углом» дешевле»?
Елена из ТО № 1 «заговорщически» предложила подъехать к ним в офис: «Это не телефонный разговор. К тому же скидку может предоставить только старший менеджер». Однако когда я сослался на занятость и желание сразу расставить точки над i, мне назвали цифру – «максимум 3%».
Ольга, представитель ТО № 3, оказалась сговорчивее. Более того, как будто ждала моей просьбы уступить в цене. Итог – минус 4%: «Больше скинуть не можем, так как тур у вас индивидуальный».
И только Ирина из ТО № 2 была непреклонна – вежливо, но твердо пояснила: в путевку заложен минимальный интерес турфирмы, и работать за меньшие деньги им попросту невыгодно.
Итак, подведем итоги.
Ответ:
Расчет туров, предложенных туроператорами, а также поездки, организованной самостоятельно, приведены в таблице ниже.
Наше путешествие получилось на $286 экономичнее, чем у ближайшего «преследователя» из числа ТО, а самый дорогой вариант предполагал $571 переплаты. Выигрыш в пересчете на человека составил от $47 до $95. Однако не будем слишком строги – ведь достигнут он, прежде всего, за счет более дешевого rent a car. Если исключить эту «непрофильную» для массовых игроков услугу (см. строку 6 таблицы), наш личный результат выглядит не столь убедительно: ТО № 3 мы «обошли» на символические $4, ТО № 2 и вовсе уступили $9. Кроме того, самостоятельный тур пришлось строить на стыковочных рейсах, и хотя пересадки предполагались непродолжительными, это менее удобно, чем прямые чартеры. Наконец, «время – деньги», а ведь на поиск вариантов и интернет-бронирование ушел как минимум день.
Ощутимо удалось обыграть лишь ТО № 1, что объяснимо: эта компания не посчитала нужным утруждать себя индивидуальным запросом цен в отелях.
Не сейчас, а может – никогда
Послесловие от туроператоров
Турецкий рынок остается «оазисом», надежно защищенным от интернет-угрозы, – единодушны эксперты. «Доля самостоятельных бронирований здесь не превышает 5%», – делится наблюдениями Геннадий Косарев, директор операционного отдела TT-ВКО. Причин несколько. Во-первых, ограниченность авиаперевозки, альтернативной прямым чартерам. Регулярные рейсы или дороги, или неудобны из-за стыковок. Во-вторых, турецкие отельеры традиционно делают ставку на сотрудничество именно с туроператорами: «Оптовые цены для турфирм, как правило, существенно ниже тарифов rack rate, что в той же Европе – редкость», – приводит пример Дмитрий Мазуров, гендиректор «Санрайз Тур». В-третьих, острая конкуренция приводит к обилию спецпредложений от ТО. «Если бы эксперимент «ГЛ» проводился в разгар сезона, выгоднее было бы купить «горящий» тур – пусть даже на all inclusive, с более ранним возвратом и оплатой за неиспользованные ночи», – убежден Антон Абрамов, директор департамента Турции, Египта, Туниса и Марокко КАПИТАЛ ТУР. В итоге даже те, кто намерен отдыхать в Турции по «собственной программе», все равно обращаются в турфирмы, невольно помогая последним реализовать избыточное предложение, говорят эксперты.
По общему убеждению наблюдателей, активизация «дикарей» вряд ли грозит операторам по Турции и в ближайшие годы. «А если таковое и произойдет, турфирмы успеют отреагировать конкурентным предложением», – исполнена оптимизма Марина Риффель, директор по продажам S7 Tour.