Профессия – тунисский туроператор
Первым апрельским чартером из Москвы в Тунис прилетела корреспондент «ГЛ» Екатерина Миронова, чтобы на пару дней «трудоустроиться» заместителем директора принимающей компании Les Decouvertes D'Alyssa в Сусе. Туристов еще было мало, и казалось, что сотрудники фирмы релаксировали. На самом же деле они решали весьма непростые задачки – спасали надвигающийся сезон.
Куда спешишь, а?
Инструктажа перед погружением в профессию не было. «Завтра к десяти приезжай в офис, на месте все поймешь и усвоишь», – сообщил мне мой босс Имед Хени.
Утром я поняла, что в Тунисе размыто понятие времени: водитель приехал за мной только в одиннадцать. Начальник никого ругать за опоздание не стал. «Чего ты волнуешься? – сказал он мне. – Все успеем».
Оказалось, здесь вообще никто никуда не спешит и не делает сегодня то, что можно отложить на завтра. Но в пик сезона, когда по нескольку раз в неделю приземляются самолеты с туристами, ритм жизни ускоряется. Пока мы пили «утренний» кофе, Имед Хени поделился: «Я в разгар лета, бывало, к шести утра приходил в офис, а уходил за полночь. Сначала ничего, но потом нервишки сдают». «Нам иногда и ночевать приходится на работе», – добавила Наташа, менеджер Les Decouvertes D'Alyssa.
Правда, в этом году у Наташи и ее коллег появился шанс пожить без спешки чуть дольше, чем обычно. Их босс Имед, который накануне нашей встречи как раз вернулся с туристических выставок из Москвы, Киева и Минска, был вынужден констатировать, что сезон начнется с небывалым опозданием. По этому поводу он даже устроил собрание для всего персонала.
«Пора признать: кризис есть, – заявил Имед. – Из Москвы пока летает один самолет «Трансаэро», сколько их будет в итоге – до сих пор неясно. Из Питера рейсы стартуют только в конце мая. Из Минска – и вовсе 4 июня. Но белорусы хотя бы заявили планы по объемам. А российские туроператоры ничего конкретного не говорят. Только дают понять, что будут сотрудничать с теми принимающими компаниями, у кого самые низкие цены. Я знаю, кое-кто из наших конкурентов согласен даже работать в убыток, лишь бы удержать русских. Но мы же не должны дойти до этого. И так уже в прошлом году перестали зарабатывать на продаже гостиничных номеров…».
После этого Имед предупредил сотрудников, что туристы теперь будут спрашивать более короткие и дешевые экскурсии, чем раньше. «Однако двухдневную поездку по городам Туниса вы все равно должны продавать. И в ее маршруте придется поменять последовательность пунктов посещения, чтобы отличаться от конкурентов, хотя это и увеличит расходы». Подводя итоги, босс заявил, что комиссия менеджеров с каждой экскурсии теперь не будет фиксированной, он собирается варьировать вознаграждение в зависимости от продаж.
Все притихли и задумались. Но ненадолго. «Пойдемте, покурим кальян, выпьем зеленого чаю с кедровыми орешками, а заодно отпразднуем поступление на работу моего нового заместителя», – предложил начальник.
Зачем приходят люди в черном
Вскоре я получила наглядное подтверждение тому, что «кризис есть». Неожиданно в кабинет Имеда вошли какие-то люди в черном, бодро сказали нам «аслема» (здравствуйте – араб.) и протянули начальнику квитанцию. Имед изучил ее, быстро ответил по-арабски (я разобрала только слово «кризис») и покачал головой. Люди еще некоторое время что-то говорили, потом ушли с недовольными лицами. «Кто это? Чего хотели?» – спросила я. «Представители филиала Министерства по туризму в Сусе, просили 1000 динаров (около 720 долларов) на организацию какого-то вечера. Говорят, что помогали нам в прошлом году, теперь наша очередь». – «И вы отказались?» Имед вздохнул: «Сейчас лишних денег нет, я им объяснил, что экономическая ситуация непростая, пусть попозже зайдут». «Почему же они предварительно вам не позвонили?» – удивляюсь я. Босс смеется: «У нас тут все предпочитают ходить в гости».
Сотрудники министерства – не единственные, кто рассчитывает в сложные времена на помощь местных туроператоров. Не всегда финансовую. Недавно к Имеду заходили работники Красного Креста в надежде получить его… кровь. На общественных началах, разумеется. Предложили ему немедленно сесть в машину «скорой», которая уже стояла возле офиса, и ехать в больницу. Почему именно его записали в потенциальные доноры – не объяснили.
Еще, как мне удалось узнать из неофициального источника, активизировалась тунисская благотворительная ассоциация «26-26», каким-то образом связанная с правительственными структурами. Ее члены предлагают туроператорам перечислить на счет № 26-26 Bank de Solidaritec Tunisien (BST) по 50 динаров за каждого водителя фирмы в качестве пожертвования для бедняков в горах Атласа. Иначе шоферу не выдадут специальную карточку, позволяющую садиться за руль туристических автобусов. Наличие такого документа требуется с 1 апреля 2009 г. Чтобы получить его, водитель должен окончить государственные курсы стоимостью 300 динаров. Там его еще раз обучают правилам дорожного движения и способам оказания первой помощи в случае аварии.
...Пока мы с Имедом сидели в офисе, к нам заглянул молодой человек – тоже, кстати, в черном костюме. Он сообщил, что хочет устроиться на работу в нашу компанию и представлять ее в своем городе – Хаммамете. Интересовался, сколько ему за это будут платить. «Возьмем его?» – спрашиваю Имеда. Тот покачал головой: «Это невозможно. Он в Хаммамете работает на конкурентов и увольняться не собирается…».
День визитов завершился приходом директора отеля Riviera. Он спросил, скоро ли приедут русские. «Этот-то хоть денег не просит?» – смеюсь я. «Нет, с ним у нас другие отношения, – ответил Имед. – Один из немногих, кто дал скидку 10% на все три гостиницы своей сети, хотя бы до конца мая».
Сай! Такая политика…
Многие тунисские отельеры категорически против снижения цен. Например, в популярной 4-звездочной гостинице сети Hasdrubal стоимость проживания на базе завтраков по-прежнему в три раза выше, чем в любой «пятерке» с all inclusive. Не дает скидок и цепочка El Mouradi. «На MITT от нее приезжала целая делегация. Общались с российскими туроператорами, выясняли, насколько критична ситуация. В итоге максимум, на что они решились, – отсрочить release day – день, когда нужно подтвердить приезд клиентов и внести оплату, – рассказал Имед. – А ведь российские игроки все еще ждут, что отельеры уменьшат тарифы, вот и медлят с покупкой квот».
Продолжая гостиничную тему, задаю вопрос: взял ли Имед уже гарантии в отелях? «Есть только предварительные договоренности, предоплаты еще не внесены, и я всерьез думаю, не отказаться ли», – отвечает босс.
Это нетипичная ситуация. Местные эксперты утверждают, что с тунисскими отельерами можно работать только на условиях комитментов, иначе есть риск остаться без номеров: гостей из Франции и соседних арабских стран много даже в экономически нестабильное время. К тому же управляющие гостиницами имеют обыкновение перепродавать комнаты по нескольку раз. Чтобы застраховаться от овербукинга, инкаминговые туроператоры должны были бы внести первый депозит в размере 30% еще в конце января – начале февраля. Но на сей раз они к этому не готовы. «Брать на себя обязательства опасно: поскольку российские поставщики клиентуры прогнозировать турпотоки не могут, на комитментах мы можем понести большие убытки, – объясняет босс. – Вот что, поехали на переговоры с Iberostar в Хаммамет и Hasdrubal в Тунис, столицу. Там и разберемся».
…Коммерческий директор Iberostar явно не ожидал нас увидеть. Имед сообщил ему без лишних предисловий: «Российские партнеры до сих пор молчат, брат… С деньгами сейчас непросто». Директор воскликнул: «Сай!» (что-то вроде «Ах, неужели? Какой ужас!»), потом нарисовал в блокноте цифры и показал Имеду, многозначительно сказав: «Такая политика». Тот задумался, затем они поговорили на арабско-французском языке еще минут 10, и босс подал мне знак, что пора откланяться. «Переговоры прошли неудачно?» – спрашиваю Имеда. Да нет, нормально. Просто я надеялся решить один вопрос. В прошлом году несколько российских туристов отказались от поездки в Тунис, за их комнаты уже было заплачено 30 тыс. динаров. Я просил директора Iberostar засчитать мне эти деньги как депозит на сезон-2009, по дружбе. Но он отказался: в Iberostar так не принято...» – «И что же вы намерены предпринять?» – «Возьму комитменты и внесу депозит, будто и не было того случая. Iberostar – популярная цепочка на российском рынке, без нее никак. К тому же директор пообещал: если с 30 мая по 30 июня мы отправим в отели клиентов на 60 тыс. динаров, но часть выкупленных комнат останется незаполненной, нас не оштрафуют», – сообщил Имед.
…Мадам Мориса, коммерческий директор Hasdrubal, пошла на еще большие уступки. Она согласилась брать оплату в день заезда туристов, а в случае совсем уж провального сезона первый депозит перенести на следующий год. «Ежемесячно 400 тыс. немцев теряют работу, испанцы резко сократили количество броней, мне нужны перспективные рынки. На Россию мож-но рассчитывать?» – спросила она. «Конечно, чуть позже русские приедут, вот увидите. Вы ведь и сами знаете, как они любят Hasdrubal», – уверил босс. И предложил Морисе подписать с ним контракт уже на 2010 г., причем увеличить квоту вдвое. С пяти комнат до десяти. Она согласилась, хотя обычно Hasdrubal больше пяти номеров в одни руки не дает.
Домой возвращались в приподнятом настроении. Правда, замечу: путь из Суса в Хаммамет, потом в Тунис, а затем снова в Сус меня сильно утомил. Машину основательно трясло, за окном мелькали монотонные горно-степные пейзажи, к тому же шел проливной «африканский» дождь. «Вам часто приходится вот так разъезжать?» – спрашиваю Имеда. «Почти каждый день, – весело отвечает он. – По телефону, как ты поняла, решать вопросы не принято».
***
В субботу вечером весь наш коллектив снова отправился курить кальян. Так здесь отмечают собрания, праздники, наступление выходных и прочие важные события. «Завтра воскресенье, будете отдыхать?» – интересуюсь у босса. «Что ты! Дел невпроворот. Трансаэровский рейс прилетает. Потом «Русский Экспресс» свой логотип перекрасил в очередной раз. Это дополнительные хлопоты для меня, тоже придется менять цвет, ведь на стенах нашего офиса и автобусах нанесены логотипы всех партнеров. А еще, пока мы с тобой были на встречах, опять приходили люди из министерства…» – «За деньгами? И как вы поступите?» Имед вздохнул. «Придется раскошелиться. Добрые отношения перед сезоном куда важнее…»
Остаться в Тунисе
Иностранцам, занятым в тунисской туриндустрии, платят больше, чем местным. Те, разумеется, возмущаются. А по московским меркам завидовать тут нечему. В гостиницах, например, зарплаты составляют около 500 динаров в месяц (350 долларов), в принимающих компаниях – и вовсе от 250 динаров, верхняя планка – 600 динаров. На карьерный рост наши соотечественники могут рассчитывать лишь по прошествии нескольких лет после прибытия в Тунис, когда они будут ориентироваться в тунисском рынке с закрытыми глазами и свободно овладеют арабским и французским. В частности, при мне управляющий одного отеля отказал российской претендентке, которая хотела устроиться к нему финансовым директором. Впрочем, многие россиянки согласны работать в Тунисе на любой должности. Они надеются выйти замуж за тунисцев (те считаются идеальными мужьями) и остаться навсегда в этой африканской стране, надеясь на беззаботную жизнь. Вот и со мной в самолете летела на ПМЖ сотрудница «Русского Экспресса». Формально ей предстояло поступить на работу в турфирму. Но главной причиной ее переезда была скорая свадьба с тунисцем.
Благодарим компании «Русский Экспресс», Les Decouvertes D'Alyssa и руководство отеля Tour Khalef за организацию поездки нашего журналиста в Тунис.