Гаитянская холера не убавила оптимизма у отельеров
«Седой мыс» – так переводится с испанского название доминиканского курорта Punta Cana. В этом году седых волос прибавилось и у турагентов: эпидемия холеры в соседней Гаити напугала туристов настолько, что появились случаи аннуляции туров, спрос упал, а блоки мест у операторов на некоторые даты конца ноября заполнялись на 10–20%, и цены падали до смешного.
Сто тысяч добровольцев
Доминикане определенно не везет: в этом году у их несчастного соседа Гаити одна беда за другой. В январе целый залп землетрясений, в октябре – холера. Любопытно, что к борьбе с ней все страны региона начали готовиться еще лет 20 назад, после пандемии в Латинской Америке. Тогда Панамериканская организация здравоохранения (PAHO) запустила программу профилактики холеры в регионе. Подготовка пригодилась, так как, по данным Минздрава Доминиканы, с 24 октября по 28 ноября с подозрением на холеру обратились к врачу более ста человек, было восемь подтвержденных случаев инфицирования местных жителей. Никто не умер. Заместитель министра туризма Доминиканы Магали Торибио в интервью «ГЛ» отметила, что в ее стране, и тем более в туристических районах, невозможно распространение эпидемии. Во многих жилых комплексах и почти у каждого отеля автономная скважина и своя канализация. На границе с Гаити происходит строгий контроль транспорта и людей, в Санто-Доминго запретили предрождественскую торговлю едой и фруктами на улицах и так далее. Еще одна мера этой кампании: раздача листовок и антисептического геля в неблагополучных населенных пунктах. Этим занимаются 100 тыс. людей, причем добровольно. Все понимают – если не принять меры, экономика страны, завязанной на иностранном туризме, будет парализована.
Правда, доминиканцы считают, что масштабы их проблем преувеличивают. «Паника разразилась только в РФ и нескольких латиноамериканских странах», – отметила Магали Торибио. Она добавила, что российский рынок для Доминиканы далеко не главный: в год приезжают 50 тыс. россиян, в 20 раз меньше, чем американцев. Кстати, туристы из США абсолютно хладнокровны. «В январе они регулярно спрашивали: а у вас нет землетрясения? А сейчас они даже не беспокоятся», – уверяет Мишель Албахари, директор по маркетингу отеля Paradisus Palma Real.
На что готовы отельеры?
Хотя гостей из России в отелях Пунта-Каны немного (по подсчетам Гильермо Монтеро, гендиректора Bahia Principe, не более 10%), ими очень дорожат. «Русские активнее всех тратятся на шопинг и SPA», – объясняет Франсиско Кастильо, управляющий директор Paradisus Punta Cana. «Это самый быстрорастущий рынок. Плюс 51% россиян с января по октябрь!» – добавляет Майте Медина, региональный директор по продажам и маркетингу Barcelo Hotels & Resorts.
Тем не менее доминиканцы считают, что дополнительно стимулировать спрос со стороны России им сейчас не нужно. Аннуляции единичны, утверждает Даниэль Шумахер, директор по продажам и маркетингу Melia Caribe Tropical, и произошли они в ноябре и начале декабря. Поэтому необходимости снижать цены нет. Тем более что в инфраструктуру вложены серьезные деньги и их надо «отбивать». «В 2010 году мы потратили на строительство и реновацию комплекса €250 млн, поэтому не я могу продавать комнаты за $50 в день!» – подчеркнула Майте Медина. В общем, все надеются, что сезон пройдет успешно. «Если нет, то я буду вынужден совершить самоубийство», – мрачно шутит Франсиско Кастильо.
Редакция благодарит за организацию поездки журналиста компанию «Южный Крест».