Кто несет ответственность за пересадку туристов на другой рейс?
Помощи зала просит турагент Роман Бондырев из города Иваново. Ситуация, в которой он оказался, увы, нередкая по нынешним временам: туроператор изменил время вылета, и агенту пришлось решать возникшие проблемы.
Роман Бондырев («Полосатый рейс», г. Иваново): «Коллеги, у нас новая история, в которой мы просим помощи зала. Туроператор «Бриско» не просто перенес время вылета в Анталию, а изменил рейс. Сообщение о переносе пришло вечером в пятницу, в нерабочее время. Вылет был запланирован воскресным утром в 4.00. В эту субботу у нас был нерабочий день.
На сотовый туроператор нам не отзвонился. Судя по статистике цифровой АТС, звонков в субботу на рабочий номер от туроператора также не было.
Проверить изменение времени вылета мы смогли только в 17.00 субботы. Туристов пересадили вообще на другой рейс, который вылетает в 00.10.
Мы – регион, и оперативно добраться до аэропорта туристы не смогли, опоздали буквально на полчаса.
Оператор же переложил всю ответственность на нас.
Мы оплатили туристам срочное такси, забронировали им авиабилеты за свой счет. Просили туроператора, который заменил рейс, посадить туристов на следующий, туроператор сказал, что это наши проблемы.
Далее туристы по прилету в Анталию просили «Бриско» посадить их на трансфер, туроператор также сказал, что это наши проблемы. «Бриско» предложил трансфер за 200 долларов, туристы взяли такси за 100, которые мы тоже будем им компенсировать.
Туристы были размещены в отеле в срок, в указанную в договоре дату, со своей стороны мы обязательства по туру выполнили.
Коллеги, остаются вопросы – выполнены ли обязательства по туру туроператором? Кто несет ответственность за пересадку туристов на другой рейс в нерабочее время? Что делать дальше?»
Комментирует юрист Елена Баринова
Начну с ответа на вопрос что делать дальше. В суд туристы вряд ли будут обращаться, поскольку по факту их интересы не были ущемлены – даты тура не изменились, возникшие допрасходы взял на себя турагент. Агентство может попытаться обратиться с иском к туроператору и взыскать с него свои издержки в арбитражном суде. Исход этого дела будет зависеть от того, что написано в договоре с туроператором. Обычно поставщики оставляют за собой право менять время вылета. Поэтому взыскать деньги вряд ли удастся, если, конечно, в договоре нет каких-то зацепок, свидетельствующих о том, что туроператор нарушил условия информирования о переносе вылета на отдых.
Напомню, что согласно отраслевому закону, ответственность за доведение до туристов полной информации о туре лежит на турагентах. Поэтому надо держать руку на пульсе. Но можно подстраховаться. Умные турагенты делают так: прописывают в договоре с клиентом его обязанность проверять на сайте туроператора информацию о вылете. Например, за сутки до вылета. Это дисциплинирует туристов, так как бывают ситуации, когда турагент при всем желании не в силах предупредить их о переносе вылета – например, если у клиентов отключен мобильный телефон.