В рубрику «Помощь зала» обратилась Светлана Сазонова, гендиректор турагентства «АСС-ТРЭВЕЛ». Она предлагает профессиональному сообществу высказаться на злободневную тему, а именно: как повысить грамотность сотрудников турфирм и откуда вообще брать квалифицированные кадры.
- Однажды ко мне в агентство пришли туристы попросили отправить их «в какой-нибудь отель Хорватии с хорошим песчаным пляжем». Я стала выяснять, откуда у них такое желание. Они говорят: «В другом турагентстве посоветовали». Уточняю: «А почему же вы у них не забронировали?». «А они не смогли нам ничего предложить…», - отвечают. Приходится объяснять, что в Хорватии просто физически нет песчаных пляжей.
Или как-то я встретила во Вьетнаме компанию молодых, энергичных мужчин, которые жаждали развлечений и тусовки, а их забронировали в тихий семейный отель за 10 км города-курорта с развлечениями. Вообще мне в таких ситуациях бывает ужасно стыдно. Не сочтите за пафос, но стыдно за всю отрасль. А сколько подобных нелепых советов дают по зимнему отдыху в горах? Не случайно половина, я думаю, горнолыжников бронируется самостоятельно, через Интернет.
Самое ужасное, что у выпускников специализированных вузов знаний не намного больше. У меня в агентстве стажируются студенты и выпускники туристских вузов или факультетов. Так вот 90% выпускников и студентов 4-5 курсов, даже тех, кто имеет красный диплом, не могут сказать, что такое турпакет!.. Отраслевой закон, где указаны обязанности турагента, требует от них знания политической ситуации и санитарно-эпидемиологической обстановки в стране пребывания туриста. А они не знают элементарных, базовых вещей.Приходится обучать, по сути, заново.
Государство отменило лицензирование турагентской деятельности. Но сейчас ее авторитет надо срочно поднимать в глазах туристов. Если мы сами не будем заботиться о своем имидже, знаниях и профессионализме, не будем думать о том, как мы выглядим в глазах туристов, они все реже и реже станут обращаться к нам.
Есть разные способы поднять грамотность менеджеров – рекламники, семинары туроператоров, помощь старших коллег, тренинги в специализированных образовательных центрах. Лично я верю в идею обязательной сертификации и получения квалификации, а также ее повышения (как в старые добрые времена), и считаю, что пройти ее, чтобы получить знания хотя бы по десяти популярным направлениям, под силу любому менеджеру. А любое агентство от этого только выиграет. И сделать эти курсы обязательно платными, тогда будет отдачи больше и не будет случайных людей в туризме.
Коллеги, а как считаете вы?